Проект «Город у моря» (для детей старшей группы)
Наталья Корнева
Проект «Город у моря» (для детей старшей группы)
Проект «Город у моря» (для детей старшей группы)
Корнева Наталья Львовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — Центр развития ребёнка — д/с №14 г. Балтийск
Цель проекта:
«Воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию, любви к своей малой родине г. Балтийску, сопричастности к судьбе края, бережного отношения к культурно-историческому и природному богатству,любящего и знающего свой край.»
В буднях грустных и весёлых
В суете ветров и вьюг
Ты мне дорог, мой любимый город
Как надёжный верный друг
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других — это маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково.
Актуальность проекта.
— Неотъемлемая часть любой системы образования — воспитание патриотизма. Патриотизм — это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность.
— Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
— Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
— Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Методическая информация
Тип проекта:
— Открытый, исследовательский, долговременный. Осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта:
— педагог, дети старшей группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеем г. Балтийска, библиотекой, выставочным залом, учреждениями культуры.
Основные задачи:
— Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем г. Балтийска на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, научной литературы.
— Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.
— Углубление знаний детей о предприятии и учреждениях нашего города.
— Знакомство детей с почетными гражданами города.
— Воспитание чувства гордости за свой город, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
— Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
План работы
• 1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать? Почему у города два названия.
• 2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
• 3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
• 4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
• 5. Обсуждение результатов.
• 6. Определение перспектив проектирования.
• 7. Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:
• 8. Богатство родного края (занятия, беседы,исследовательская деятельность).
• 9. Работа с книгой-альбомом- г. Балтийск
• Этапы реализации проекта:
— Подготовительный этап – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
— Практический этап – реализация проекта.
— Работа над
— I. Лексика: Кирха, Пиллау, рыцари,крепость,щведский король, музей, дамба,защитные сооружения, архитектор, царь Петр.
— 2. Обобщения: материалы, деревья, транспорт, цветы, время.
— 3. Работа над грамматическим строем речи: единственное и множественное число существительных (крепость- крепости, мост – мосты)
— 4. Связная речь: распространение и удлинение фразы за счет прилагательных: «Внутри крепости находятся укрепленные стены, крепостной вал и т. д.»
— 5. Развитие мелкой моторики. (различные виды продуктивной деятельности).
Ход проекта:
— Ознакомительная беседа и рассматривание иллюстраций по теме «Город»,видео экскурсия по городу
— Экскурсии по городу, парку, музею.
— Дидактические игры: «Узнай и назови здание в городе, где оно находится», «Узнай по описанию», «Сложи из частей», «Узнай по силуэту»,свойства янтаря и песка
— Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, аппликация
— Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине
— Рассказы из опыта «Прогулки по городу»
— Музыкальное развлечение «Нам хорошо в любимом детском саду»
— Оформление папки-передвижки, выставки изделий из янтаря
Знакомство с ранней историей города Балтийска на основе материалов музеев военной историей города,послевоенной.
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу.
«Красота нашего города»,
«Наш город для детей»,
«Гуляя в районе нашего детского сада».
Целевые прогулки с родителями:
— К историческим памятникам (Петру-1,Елизавете, маяку,музею и т. д.)
— Архитектурные достопримечательности Балтийска
— К центральной библиотеке им. Белинского
— К школе № 7
— По близлежащим улицам.
— В парк.
— Главные достопримечательности города – аквапарк и променад, шв. крепости.
— На улицу Ленина (кафе «Панда», супермаркеты,музей, маяк, косу и т. д.)
Экскурсии с родителями:
— Экскурсия в исторический музей флота г. Балтийска
— Экскурсия в шведскую крепость-цитадель Пиллау
— Экскурсия в Библиотеку им. Белинского
— Экскурсия на берег моря, сбор янтаря
— Экскурсия к историческим местам города
— Экскурсия в музей янтаря г. Калининград (другие музеи)
Беседы о г. Балтийске-Пиллау –частичке большой России»
— Чем славится г Балтийск».
— «Улицы, по которым мы ходим».
— «Главная западная военно-морская база флота»(военно-морской парад)
— География города-крепости
— Викторина: Что. Где. Когда?
Праздники:
— Праздник города.
— Праздник «Нам весело живется»
— «Мы живем в г. Балтийске».
«Наш любимый детский сад».
— «Наши выпускники».
— «Символы города»
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование
— Мой дом
— Мы идем на экскурсию
Рисование «Что мы видели в музее?»
— Символ города –пластилинография
— Конструирование –мой город
— Город будущего Балтийска (домашнее задание)
— Педагог подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Балтийске (книги, исторические фото дидактические игры, пособия, предметы искусства, и др.).
— Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагог согласует тематику НОД по ознакомлению с родным городом, играми детей;
— создает условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом.
— Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагог, родители) разрабатывают экскурсионно-туристические маршруты по городу, начинают поисково- собирательную работу.
— В процессе поисковой деятельности дети познакомятся с историей г Балтийска (как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название, почему у города два названия и почему, чем знаменит этот город.
— В названиях улиц нашла отражение история города и страны
— Особо заинтересуют ребят памятные места города, исторические здания и крепости, Балтийская коса,военная история города.
— В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснят, что в городе очень много интересного, жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другое. Но самое красивое место это — исторический центр города,где можно увидеть старинные немецкие здания. Педагог расскажет детям историю их создания и строительства. Дети в процессе работы над проектом многое узнают о людях, которые жили в этом городе очень давно, которые приезжали в город, освобождали от фашистов.
— Открытием для детей будет то, что у г. Балтийска есть свой герб, что здесь бывали короли разных стран.
Предполагаемые результаты
— Особенно важной будет работа по ознакомлению детей с музеем города. Дети узнают, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи, совершат заочные путешествия по Третьяковской галерее, Эрмитажу, Лувру. Узнают о шведской крепости-звезде, музеях Калининградской области, посмотрят презентации -Куршская коса, Музей янтаря, узнают как добывается янтарь и где именно в нашей области, посмотрят на янтарную комнату в г. Санкт-Петербурге (видео) увидят изделия из янтаря,узнают о его свойствах.
— Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволит добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы будет создана среда для нравственного — патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей сформируются навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
— У детей появится интерес к родному городу, что отразится в их рассказах, рисунках, сформируется уважительное отношение к истории родного города.
Источник: