Проект «Город у моря» (для детей старшей группы)

Наталья Корнева
Проект «Город у моря» (для детей старшей группы)

Проект «Город у моря» (для детей старшей группы)

Корнева Наталья Львовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — Центр развития ребёнка — д/с №14 г. Балтийск

Цель проекта:

«Воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию, любви к своей малой родине г. Балтийску, сопричастности к судьбе края, бережного отношения к культурно-историческому и природному богатству,любящего и знающего свой край.»

В буднях грустных и весёлых

В суете ветров и вьюг

Ты мне дорог, мой любимый город

Как надёжный верный друг

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других — это маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково.

Актуальность проекта.

— Неотъемлемая часть любой системы образования — воспитание патриотизма. Патриотизм — это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность.

— Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

— Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

— Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Методическая информация

Тип проекта:

— Открытый, исследовательский, долговременный. Осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта:

— педагог, дети старшей группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеем г. Балтийска, библиотекой, выставочным залом, учреждениями культуры.

Основные задачи:

— Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем г. Балтийска на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, научной литературы.

— Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.

— Углубление знаний детей о предприятии и учреждениях нашего города.

— Знакомство детей с почетными гражданами города.

— Воспитание чувства гордости за свой город, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

— Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

План работы

• 1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать? Почему у города два названия.

• 2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

• 3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

• 4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

• 5. Обсуждение результатов.

• 6. Определение перспектив проектирования.

• 7. Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:

• 8. Богатство родного края (занятия, беседы,исследовательская деятельность).

• 9. Работа с книгой-альбомом- г. Балтийск

• Этапы реализации проекта:

— Подготовительный этап – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

— Практический этап – реализация проекта.

— Работа над

— I. Лексика: Кирха, Пиллау, рыцари,крепость,щведский король, музей, дамба,защитные сооружения, архитектор, царь Петр.

— 2. Обобщения: материалы, деревья, транспорт, цветы, время.

— 3. Работа над грамматическим строем речи: единственное и множественное число существительных (крепость- крепости, мост – мосты)

— 4. Связная речь: распространение и удлинение фразы за счет прилагательных: «Внутри крепости находятся укрепленные стены, крепостной вал и т. д.»

— 5. Развитие мелкой моторики. (различные виды продуктивной деятельности).

Ход проекта:

— Ознакомительная беседа и рассматривание иллюстраций по теме «Город»,видео экскурсия по городу

— Экскурсии по городу, парку, музею.

— Дидактические игры: «Узнай и назови здание в городе, где оно находится», «Узнай по описанию», «Сложи из частей», «Узнай по силуэту»,свойства янтаря и песка

— Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, аппликация

— Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине

— Рассказы из опыта «Прогулки по городу»

— Музыкальное развлечение «Нам хорошо в любимом детском саду»

— Оформление папки-передвижки, выставки изделий из янтаря

Знакомство с ранней историей города Балтийска на основе материалов музеев военной историей города,послевоенной.

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу.

«Красота нашего города»,

«Наш город для детей»,

«Гуляя в районе нашего детского сада».

Целевые прогулки с родителями:

— К историческим памятникам (Петру-1,Елизавете, маяку,музею и т. д.)

— Архитектурные достопримечательности Балтийска

— К центральной библиотеке им. Белинского

— К школе № 7

— По близлежащим улицам.

— В парк.

— Главные достопримечательности города – аквапарк и променад, шв. крепости.

— На улицу Ленина (кафе «Панда», супермаркеты,музей, маяк, косу и т. д.)

Экскурсии с родителями:

— Экскурсия в исторический музей флота г. Балтийска

— Экскурсия в шведскую крепость-цитадель Пиллау

— Экскурсия в Библиотеку им. Белинского

— Экскурсия на берег моря, сбор янтаря

— Экскурсия к историческим местам города

— Экскурсия в музей янтаря г. Калининград (другие музеи)

Беседы о г. Балтийске-Пиллау –частичке большой России»

— Чем славится г Балтийск».

— «Улицы, по которым мы ходим».

— «Главная западная военно-морская база флота»(военно-морской парад)

— География города-крепости

— Викторина: Что. Где. Когда?

Праздники:

— Праздник города.

— Праздник «Нам весело живется»

— «Мы живем в г. Балтийске».

«Наш любимый детский сад».

— «Наши выпускники».

— «Символы города»

Самостоятельная художественная деятельность детей:

Рисование

— Мой дом

— Мы идем на экскурсию

Рисование «Что мы видели в музее?»

— Символ города –пластилинография

— Конструирование –мой город

— Город будущего Балтийска (домашнее задание)

— Педагог подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Балтийске (книги, исторические фото дидактические игры, пособия, предметы искусства, и др.).

— Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагог согласует тематику НОД по ознакомлению с родным городом, играми детей;

— создает условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом.

— Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагог, родители) разрабатывают экскурсионно-туристические маршруты по городу, начинают поисково- собирательную работу.

— В процессе поисковой деятельности дети познакомятся с историей г Балтийска (как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название, почему у города два названия и почему, чем знаменит этот город.

— В названиях улиц нашла отражение история города и страны

— Особо заинтересуют ребят памятные места города, исторические здания и крепости, Балтийская коса,военная история города.

— В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснят, что в городе очень много интересного, жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другое. Но самое красивое место это — исторический центр города,где можно увидеть старинные немецкие здания. Педагог расскажет детям историю их создания и строительства. Дети в процессе работы над проектом многое узнают о людях, которые жили в этом городе очень давно, которые приезжали в город, освобождали от фашистов.

— Открытием для детей будет то, что у г. Балтийска есть свой герб, что здесь бывали короли разных стран.

Предполагаемые результаты

— Особенно важной будет работа по ознакомлению детей с музеем города. Дети узнают, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи, совершат заочные путешествия по Третьяковской галерее, Эрмитажу, Лувру. Узнают о шведской крепости-звезде, музеях Калининградской области, посмотрят презентации -Куршская коса, Музей янтаря, узнают как добывается янтарь и где именно в нашей области, посмотрят на янтарную комнату в г. Санкт-Петербурге (видео) увидят изделия из янтаря,узнают о его свойствах.

— Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволит добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы будет создана среда для нравственного — патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей сформируются навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.

— У детей появится интерес к родному городу, что отразится в их рассказах, рисунках, сформируется уважительное отношение к истории родного города.

Источник: maam.ru