Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края

Любовь Коряженкова
Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края

О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир природы, «ибо в ней есть все самое полезное и понятное для воспитания логики ума. «

Основной формой работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, где старший дошкольник может непосредственно и опосредованно знакомиться с объектами живой и неживой природы. В зависимости от целей и программных задач подбираются методы, и выстраивается ход занятий.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».

Сентябрь. «Во саду ли, в огороде»

Беседа

«Во саду ли, в огороде»

Цель: расширять представления детей о многообразии мира растений: об овощах, фруктах и ягодах. Расширять знания детей о том, какой урожай собирают осенью в саду и в огороде. Развивать речь.

Беседа

«Откуда в магазине овощи?»

Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания и способах ухода. Формировать представления детей о взаимосвязи труда человека и роста растений. Формировать желание делиться впечатлениями. Развивать речь.

Дидактическая игра

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять представления детей об овощах, фруктах и ягодах, месте их произрастания, разнообразии блюд из них.

Дидактическая игра

«Раз, два, три-урожай собери!»

Цель: закреплять представления детей о разнообразии блюд, приготовленных и садово-огородных растений.

Дидактическая игра

«Узнай на вкус»

Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах на примере определения их по вкусу.

Беседа

«Чем полезны овощи»

Цель: закреплять представления детей о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.

Сентябрь. «Экологическая тропа осенью»

Беседа

«Цветы нашего участка»

Цель: расширять представления детей о цветах, растущих на клумбе. Учить узнавать и правильно называть их. Расширять знания о продолжительности их цветения.

ормировать представления о пользе растений цветника.

Беседа

«Кустарники нашего участка»

Цель: расширять представления о кустарниках, растущих на участке, об их цветении на примере сезонных изменений. Дать знания о пользе кустарников для человека, птиц и насекомых.

Беседа

«Пень – домик для насекомых»

Цель: дать представления о взаимосвязи растительного и животного мира на примере сезонных изменений.

Беседа

«Скворечник»

Цель: расширять представления о пользе птиц для человека. Подвести к пониманию взаимосвязи между исчезновением насекомых и отлетом птиц.

Беседа

«Деревья нашего участка»

Цель: расширять представления детей о деревьях, растущих на участке детского сада.

Дидактическая игра

«Кто быстрее найдет дерево».

Цель: закреплять представления детей о деревьях, растущих на участке детского сада».

Беседа

«Что подскажет нам береза»

Цель: расширять представления детей о народных приметах на примере изменившихся листьев березы.

Беседа

«Зимой и летом-одним цветом».

Цель: расширять представления детей о хвойных деревьях участка, их отличительных признаках на примере сезонных изменений.

Беседа

«Что подскажет нам дуб».

Цель: расширять представления детей о лиственных деревьях, растущих на участке, их отличительных признаках на примере сезонных изменений.

Продуктивная деятельность

«Букет из осенних листьев»

Цель: формировать умение составлять композиции из осенних листьев. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Октябрь. «Берегите животных»

Рассказ

«Животные в мире природы»

Цель: расширять представления детей о животных родного края. Формировать представления о классах животных.

Беседа

«Почему нужно беречь животных»

Цель: расширять представления о пользе животных для человека.

Рассказ

«Кто где живет»

Цель: расширять представления детей о приспособленности животных к среде обитания.

Беседа

«Как можно беречь животных»

Цель: расширять представления детей о мероприятиях, посвященных охране животных.

Беседа

«Что такое плакат»

.Цель: формировать представления о пользе плакатов для оформления выставки «Берегите животных»

Демонстрация плакатов

«Берегите животных»

Цель: дать представление о плакате, способах их оформления.

Беседа

«Как мы можем оформить плакат»

Цель: расширять знания о способах оформления плакатов.

Продуктивная деятельность-оформление плакатов.

«Берегите животных»

Цель: развивать умение рисовать по замыслу. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

Презентация плакатов. Описательный рассказ

Цель: закреплять представления детей о том, как и почему нужно охранять животных.

Октябрь. «Прогулка по лесу»

Рассказ

«Лес-наше богатство»

Цель: познакомить детей с природным сообществом-лесом. Формировать представления о пользе леса для растений, птиц, зверей и человека. Воспитывать интерес к природе.

Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.

«Лиственный лес».

Цель: расширять представления детей о многообразии растительного мира. Дать представление об отличительных признаках лиственных деревьев и кустарников.

Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.

«Лиственный лес».

Цель: систематизировать знания о лиственном лесе. Расширять представления детей о пользе леса в жизни человека и животных.

Рассказ

«Хвойные деревья»

Цель: формировать представления детей о хвойных деревьях, их отличительных признаках. Расширять представления детей о правилах поведения в лесу.

Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.

«Хвойный лес»

Цель: систематизировать знания детей о хвойном лесе. Расширять представления детей о пользе леса для человека и животных.

Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа

«Кустарники леса»

Цель: расширять представления детей о кустарниках леса. Систематизировать знания об отличительных признаках деревьев и кустарников.

Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.

«Грибы леса»

Цель: формировать представления детей о съедобных и несъедобных грибах, их отличительных признаках. Расширять представления детей о пользе грибов для человека и животных. Формировать представления о правилах сбора грибов.

Демонстрация видеофильма

Беседа с элементами рассказа.

«Травянистые растения леса»

Цель: расширять представления детей о травянистых растениях леса, их отличительных признаках. Воспитывать интерес и любовь к природе.

Презентация книги

«Растения леса»

Цель: привлечь детей к оформлению выставки «Растения леса»

Ноябрь. «Осенины»

Рассказ

«Осенины»

Цель: формировать представления детей о старинном празднике «Осенины». Познакомить детей с традиционным народным календарем. Расширять представления о старинных традициях.

Обыгрывание стихотворения

«Здравствуй, Осень»

Цель: расширять представления о сезонных изменениях в природе, характерных признаках осени. Воспитывать умение произносить стихотворение по ролям.

Дидактическая игра

«Узнай на ощупь»

Цель: закреплять представления детей об овощах и фруктах, их отличительных признаках.

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах, их отличительных признаках.

Художественное слово. Загадки об овощах и фруктах.

Цель: закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.

Прослушивание песни

«Осенины на Руси»

Цель: приобщать детей к русской народной культуре.

Воспитывать основы патриотизма

b]Чтение стихотворения[/b]

«Листопад» И. Бунин

Воспитывать эмоциональный отклик на произведение

Беседа

«Дары осени»

Цель: систематизировать знания детей о пользе садово-огородных растений.

Оформление выставки

«Дары осени»

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе

Ноябрь. «Пернатые друзья»

Викторина «Пернатые друзья»

Загадка о сове.

Составление рассказа

«Сова»

Цель: закреплять представление детей о сове. Развивать речь.

Загадка

«О синице»

Цель: закрепить знания об отличительных особенностях внешнего вида синицы

Загадка

«О голубе»

Цель: закрепить знания об отличительных особенностях внешнего вида голубя.

Загадка

«Снегирь»»

Цель: закреплять представления об особенностях внешнего вида снегиря

Беседа

«О дятле»

Цель: закреплять представление детей об отличительных признаках внешнего вида дятла. Расширять представления детей о пользе дятла для деревьев леса

Чтение стихотворения

«Скворец» М. Несмеянова

Цель: расширять представления детей об отличительных признаках внешнего вида скворца

Беседа

«Зимующие птицы»»

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах. Воспитывать интерес и любовь к природе

Беседа

«Перелетные птицы»

Цель: расширять представления детей о перелетных птицах. Воспитывать интерес и любовь к природе

Беседа с элементами рассказа

«Перелетные и зимующие птицы»

Цель: расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах по способу их питания.

Подвести детей к пониманию необходимости заботы о птицах

Декабрь. «Покормим птиц»

Наблюдение за птицами зимой.

Цель: формировать представления детей о жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого организма.

Рассказ

«Зимующие птицы»

Цель: дать представления о зимующих птицах родного края, их отличительных признаках внешнего вида. Рассказать детям о том, как тяжело приходится птицам зимой.

Беседа

«Как мы можем помочь санитарам огорода зимой».

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах. Уточнить знания о пользе птиц для человека. Формировать представления детей о зимующих птицах по способу их питания. Развивать речь.

Трудовая деятельность

Привлечение детей к вывешиванию кормушки

Воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым

Трудовая деятельность

Подкормка птиц

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого организма. Развивать эмоциональную отзывчивость

Дидактическая игра

«Какая птица лишняя?»

Цель: расширять представления детей о птицах. Формировать умение называть зимующих птиц.

Беседа

«Птичья столовая»

Цель: расширять представления детей о том, чем можно подкармливать зимующих птиц.

Наблюдение

«Птицы нашего участка»

Цель: расширять представления о зимующих птицах. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им.

Беседа

«Какие птицы посетили столовую»

Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым. Закреплять представления о зимующих птицах родного края

Чтение стихотворения

«Покормите птиц зимой» М. Несмеянова

Цель: воспитывать интерес и любовь к природе.

Декабрь. «Как домашние животные помогают человеку»

Беседа

«Домашние животные»

Цель: расширять представления детей о животных по месту обитания. Дать представления о пользе домашних животных для жизни человека

Беседа

«Как лошадь может помочь человеку»

Цель: расширять представления детей о пользе лошади для жизни человека. Воспитывать интерес к животным

Беседа

«Как корова помогает человеку».

Цель: расширять представления детей о том, какую пользу дает человеку корова.

Беседа

«Собака-верный друг человека».

Цель: закреплять представления детей о пользе собаки в жизни человека.

Беседа

«Где живут домашние животные»

Цель: продолжать закреплять знания детей о жилищах животных. Активизировать речь детей по теме: жилище, будка, хлев, конюшня.

Продуктивная деятельность (рисование)

«Домашние животные»

Цель: развивать творческие способности, умение рисовать животных

Январь. «Зимние явления в природе»

Чтение художественной литературы

«Зимние братья» Н. Виноградова

Цель: расширять знания о зимних месяцах, их особенностях, отличительных признаках.

Беседа по содержанию

«Зимние месяцы»

Цель: расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах

Беседа

«Зимние явления природы»

Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Активизировать в речи детей слова «изморось», «иней»

Дидактическая игра

«Придумай слово».

Цель: закреплять представления детей о зимних явлениях в природе (снег, метель, ветер, снегопад, иней, изморось)

Опытно-экспериментальная деятельность

«Свойства снега»

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега от температуры воздуха.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Свойства льда».

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния льда от температуры воздуха.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Форма льда»

Цель: подвести детей к пониманию того, что лед может принимать разнообразную форму

Продуктивная деятельность Составление коллективного панно

«Мороз -художник»

Цель: развивать творческие способности, умение рисовать снежинки по заданному образцу.

Январь. «Экологическая тропа в здании детского сада»

Беседа

«Растения экологической тропы»

Цель: расширять представления детей о многообразии мира растений. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.

Наблюдение

«Наблюдение за кливией»

Цель: учить узнавать комнатное растение кливию, отмечать характерные особенности внешнего вида.

Рассказ

«Кливия-капризное африканское растение»

Цель: дать представление о комнатном растении. Формировать представления о способах ухода, правильного полива.

Наблюдение с элементами рассказа

«Наблюдение за зигокактусом».

Цель: расширять представления детей об особенностях внешнего вида растения, способах правильного ухода за ним

Наблюдение с элементами рассказа

«Сансиньера –украшение группы»

Цель: дать представления о внешнем виде растений, особенностях ухода, способами правильного полива

Наблюдение с элементами рассказа

Наблюдение за традесканцией

Цель: дать представления о внешнем виде растений, особенностях ухода, способами правильного полива

Дидактическая игра

«Угадай растение по описанию»

Цель: закреплять представления о признаках комнатных растений (форма листьев, окраска цветов, их количество на цветоножке).

Наблюдение с элементами рассказа

«Наблюдение за колеусом»

Цель: дать представления о внешнем виде растений, особенностях ухода, способами правильного полива.

Итоговая беседа

«Такие разные растения»

Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, их отличительных признаках, особенностях внешнего вида. Закрепить представления о способах правильного ухода

Февраль. «Цветы для мамы»

Беседа

«Что подарим мамам на праздник».

Цель: расширять представления детей о празднике 8 марта. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Рассказ

«Как размножаются растения»

Цель: познакомить детей с вегетативным способом размножения растений. Формировать знания об особенностях правильной посадки нового растения.

Наблюдение за трудом взрослого

Цель: формировать представления о способах вегетативного размножения растений на примере их выращивания.

Рассказ

«Что сначала, что потом»

Цель: расширять представления о последовательности посадки черенка.

Трудовая деятельность

Посадка черенка растения.

Цель: учить высаживать рассаду комнатных растений. Воспитывать позитивное отношение к труду, желание трудиться.

Индивидуальная работа

Помощь в посадке черенка

Цель: закреплять навык правильной посадки. Воспитывать интерес и любовь к природе.

Рассказ

«Как развивается черенок»

Цель: расширять представления о последовательности роста растений

Моделирование

«Как растут растения»

Цель: учить детей отмечать последовательность роста растений, пользуясь условными обозначениями.

Февраль. «Экскурсия в зоопарк»

Беседа

«Чем полезны насекомые человеку?»

Цель: продолжать формировать представления о пользе насекомых для человека.

Презентация

«Павильон с птицами»

Цель: дать представления о многообразии мира птиц, месте их содержания. Продолжать расширять знания об основных классах животных.

Беседа

«Что мы знаем о птицах».

Цель: расширять представления детей о разнообразии мира птиц, особенностях их внешнего вида. Закреплять представления о пользе птиц для человека

Презентация

«Аквариум с рыбами»

Цель: расширять представления детей о многообразии мира рыб, месте их содержания

Беседа

«Что мы знаем о рыбах»

Цель: расширять представления детей об отличительных признаках рыб, их приспособленности к среде обитания.

Презентация «Дикие животные» Беседа с элементами рассказа.

Цель: расширять представления детей о многообразии животного мира. Продолжать формировать представления об отличительных признаках внешнего вида

Беседа

«Такие разные животные»

Цель: систематизировать знания детей о многообразии животного мира. Продолжать расширять представления о классах животных

Продуктивная деятельность (рисование)

По замыслу

Цель: развивать умение создавать сюжет по замыслу, творческие способности

Март. «Мир комнатных растений»

Беседа

Комнатные растения нашей группы

Цель: формировать представления детей об отличительных признаках растений по внешнему виду. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности

Рассказ

«Кто такие цветоводы»

Цель: дать представление о профессии цветовода.

Рассказ

«Растения-живые организмы» Цель: расширять представления детей об условиях роста комнатных растений.

Беседа

«Из каких частей состоит растение».

Цель: расширять представления детей об условиях роста комнатных растений на примере их выращивания.

Рассказ

«Такие разные растения».

Цель: дать представление о светолюбивых и теневыносливых растениях

Рассказ

«Как правильно ухаживать за комнатными растениями»

Цель: формировать представления о способах правильного полива, ухода за листьями и опрыскивания комнатных растений

Дидактическая игра

«Магазин цветов»

Цель: закреплять характерные признаки комнатных растений.

Дидактическая игра

«Найди по описанию»

Цель: закреплять названия комнатных растений.

Трудовая деятельность

Уход за комнатными растениями

Цель: формировать умение правильного рыхления и полива и протирания листьев комнатных растений

Индивидуальная работа

Помощь в трудовой деятельности

Цель: формировать навыки правильного ухода за комнатными растениями

Моделирование

Ведение дневника наблюдений

Цель: продолжать учить делать зарисовки изменений роста растений, пользуясь условными обозначениями.

Март. «Водные ресурсы Земли»

Беседа

«Голубая планета»

Цель: расширять представления детей о водных ресурсах Земли на примере рассматривания глобуса

Художественное слово

Отгадывание загадки

«Ручеек»

Цель: расширять представления детей об источнике появления воды. Развивать логическое мышление

Рассказ

«С голубого ручейка начинается река»

Цель: дать представления об источнике появления воды. Формировать знания о пользе водных ресурсов для здоровья человека

Рассказ

«Как из родника образуется река?»

Цель: дать представления об источнике появления реки, о том, почему нужно беречь воду.

Дидактическая игра

«Кто живет в реке»

Цель: закреплять представления о речных обитателях, их отличительных особенностях внешнего вида, приспособленности к среде обитания.

Презентация

«Морские жители»

Цель: расширять представления детей о жителях морей.

Рассказ

«Морские обитатели»

Цель: дать представления о морских обитателях

Беседа

«Река, море, океан»

Цель: систематизировать знания о водных ресурсах Земли.

Дидактическая игра

«Море волнуется раз»

Цель: закреплять знания детей о морских обитателях.

Создание плаката

«Берегите воду»

Цель: развивать умение создавать сюжет по замыслу.

Апрель. «Леса и луга нашей родины»

Беседа

«Правила викторины»

Цель: дать представления о правилах викторины. Развивать умение работать в команде. Воспитывать чувство коллективизма.

Викторина «Что, где, Когда?»

Цель: закреплять знания о многообразии растительного и животного мира родного края.

Закреплять представления о взаимосвязи растительного и животного мира.

Развивать познавательную активность, творчество, инициативность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Вопрос о хвойном лесе.

Вопрос о названиях кустарников

Вопрос о съедобных и несъедобных грибах

Вопрос о перелетных птицах

Вопрос о зимующих птицах.

Вопрос о классах животных

Вопрос о насекомых

Подведение итогов

Награждение победителей

Цель: стимулировать познавательную активность детей

Апрель. «Весенняя страда»

Игровая обучающая ситуация

«Весенняя страда»

Цель: формировать представления о посевных работах весной

Презентация

«Как работает трактор в поле»

Цель: формировать представления о посевных работах в поле

Рассказ

«О хлеборобах»

Цель: формировать представления детей о людях, занимающихся сельским хозяйством. Расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважение к людям рабочих профессий.

Рассказ

«Как колосок стал хлебом»

Цель: формировать представления о способах выращивания хлеба. Дать знания о взаимосвязи труда человека и роста растений.

Беседа

«Как колосок стал хлебом?

Цель: расширять представления о способах выращивания хлеба. Дать знания о взаимосвязи труда человека и роста растений.

Беседа

«Хлеб-всему голова».

Цель: формировать представления детей о полевых культурах. Активизировать в речи детей слова (рожь, пшеница).

Беседа

«Почему нужно беречь хлеб»

Цель: расширять представления детей о пользе хлеба для здоровья человека. Формировать представления о взаимосвязи труда человека и ростом полевых культур

Художественное слово

Использование пословиц

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству

Продуктивная деятельность

«Весенняя страда»

Цель: развивать умение создавать композицию по замыслу. Развивать творчество, инициативу.

Май. Природный материал — песок, глина, камни.

Опытно -экспериментальная деятельность.

Исследование свойств песка

Цель: на примере использования воды подвести детей к выводу о том, что из влажного песка можно лепить, а из сухого-нет.

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследование состава песка

Цель: подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий.

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследование свойств глины

Цель: на примере сравнения с влажным песком подвести детей к выводу о том, что влажная глина — прочный материал.

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследование свойств глины

Цель: подвести детей к выводу о том, что из глины можно лепить.

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследование свойств глины

Цель: подвести детей к выводу о том, что сухая глина- твердый материал.

Рассказ

«Как человек может использовать песок и глину в своей жизни»

Цель: Расширять представления детей о пользе природных материалов для человека.

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследование свойств камней

Цель: на примере сравнения с керамзитом подвести детей к выводу о том, что камень тяжелее воды.

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследование свойств камней

Цель: на примере сравнения с мягким пластилином подвести детей к выводу о том, что камни не меняют форму.

Беседа

«О пользе природных материалов»

Цель: систематизировать знания детей о пользе природных материалов для жизни человека.

Май. «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья».

Беседа

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления детей о пользе природных факторов для здоровья человека

Наблюдение с использованием беседы

«Наблюдение за елью»

Цель: расширять представления детей об отличительных признаках хвойного дерева на примере сезонных изменений.

Наблюдение за цветами на клумбе

Цель: расширять представления детей о растениях цветника, их отличительных особенностях.

Наблюдение с использованием беседы

«Наблюдение за скворцом».

Цель: расширять представления детей о перелетных птицах, особенностях их внешнего вида и повадках.

Цель: расширять представления детей о многолетних и однолетних растениях цветника, их отличительных признаках на примере сезонных изменений.

Трудовая деятельность

Высаживание цветочной рассады на клумбе

Цель: привлечь детей к посадке цветочных растений. Формировать навыки правильной присыпки и прикопки растений. Воспитывать желание помогать взрослым.

Дидактическая игра

«Не природная тропа»

Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе.

Итоговая беседа

«Растения нашего участка»

Цель: систематизировать знания детей о многообразии растительного мира. Воспитывать любовь к природе.

Источник: maam.ru