Педагогический проект по обучению дорожной безопасности для детей старшего дошкольного возраста
Мункуева Ирина
Педагогический проект по обучению дорожной безопасности для детей старшего дошкольного возраста
Название проекта: «Безопасная улица».
Тип проекта: познавательно — практический
Вид проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: учебный год
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, педагогический коллектив Актуальность темы: Актуальность и просто жизненная необходимость обучения воспитанников Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Следовательно, изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения. Цель проекта: Подготовить воспитанников к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение.
Задачи проекта:
1. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
2. Закреплять навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях и использовать их без напоминания взрослых через познавательно-игровую деятельность детей.
3. Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую речь.
4. Способствовать формированию у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей.
5. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки в различных дорожных ситуациях
Принципы реализации проекта:
1. Доступность- учет возрастных особенностей воспитанников- адаптированность материала к возрасту
2. Систематичность и последовательность- постепенная подача материала от простого к сложному
3. Дифференциация- создание благоприятных условий для реализации проекта
4. Динамичность- интеграция образовательных областей Ожидаемые результаты: Воспитанники:
— имеют знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о светофоре;
— знакомы с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут сами воспитанники;
— знакомы с правилами дорожного движения, передвижения пешеходов и велосипедистов;- имеют представления о дорожных знаках «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»;
— знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на данную тематику; — владеют расширенным словарным запасом;
Родители:
активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность;
повышают профессиональный уровень
.Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
1. Разработка перспективного плана
2. Подбор художественной и познавательной литературы
3. Подбор иллюстрированного материала, создание презентаций, мультфильмов
4. Подбор стихотворений, рассказов
5. Разработка НОД, дидактических игр, пособий,консультаций,памяток, физкультурного развлечения, викторины,
6. Введение воспитанников в проблему, активизируя интерес к ней
7. Самообразование воспитателей по теме «Безопасная улица»
II этап: практический
Виды деятельности, используемые при проведении проекта:
— Образовательная деятельность:
1.«Дорога безопасности» 2.«Дорожная Азбука» 3.«Машины едут, пешеходы идут» 4.«Дорожная мозайка» 5.«Запрещающие знаки» 6.«Буратино в городе дорожных знаков» 7.«Мы едем, едем, едем» 8.«Знатоки дорожного движения» 9.«Мы — пешеходы» — Беседы :«Как мы переходим через улицу», «Мой друг — велосипед», «На чем люди ездят», «Машины на нашей улице», «Как себя вести в транспорте», «Кто такой регулировщик», «Светофор», «На дорогах города», «Дорожные знаки», «Запрещающие знаки», «Знаки сервиса», «Мы едем в автобусе», «Как вести себя в транспорте», «На остановке ждем автобус, не шалим и не сорим», «Как правильно поступить, если…»,«Мы – пешеходы», «Важные правила для пешеходов» — Дидактические игры, подвижные игры;
— Консультации с родителями и педагогами;
— Чтение художественной литературы;
— Исследовательская деятельность;
— Целевые прогулки
Сентябрь
Тема «Правила безопасного перехода через дорогу, правила езды на велосипеде»
Беседы: «Как мы переходим через улицу», «Мой друг — велосипед»,
Ситуация общения:«Наша улица», «Как правильно кататься на велосипеде»
ОД: «Дорога безопасности»
С-р. игра «Мы — водители»
Д/игры: «Правила движения», «Если ты переходишь улицу», «Можно – нельзя», «Светофор»
П/игра: «На дорогах города»
Чтение худ. лит-ры:Р. Георгиев «Светофор», Н. Кончаловская «Самокат», И. Серяков «Улица, где спешат», В Климова «Кто важнее на дороге
октябрь
Тема «Городской наземный пассажирский транспорт: внешний вид, труд людей, безопасность движения, правила поведения на улице и в транспорте»
Беседы: «На чем люди ездят», «Машины на нашей улице», «Как вести себя в транспорте»
Наблюдение за общественным транспортомОД:«Дорожная Азбука»
Д/игры:«Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет», «Красный, желтый, зеленый», «Сдаем на права»
П/игра:«Сигналы светофора»
Чтение худ. лит-ры:Б. Житков «Как в Москве на улице», Б. Заходер «Шофер», И. Ильин «Машины на нашей улице», Я Пишумов «Доржная азбука», И. Серяков «Машина, которую рисовать научили»
Ноябрь
Тема «Кто управляет движением на улице»
Беседы: «Кто такой регулировщик», «Светофор», «На дорогах города» Ситуация общения:«Мы на улице», «Если на перекрестке нет светофора….»
Экскурсия на перекресток
ОД: «Машины едут, пешеходы идут»
С-р. игра «На улицах города»
Д/игры: «Найди по описанию», «Перекресток и регулировщик», «Знай и выполняй правила уличного движения»
П/игра: «Автоинспектор и водитель», «Сигналы светофора», «Передай жезл»
Чтение худ. лит-ры:О. Тарутин «Для чего нам светофор»,В. Суслов «Его сигнал – для всех закон», Я. Пишумова «Посмотрите — постовой», В Климова «Кто важнее на дороге»
Декабрь
Тема «Дорожные знаки – помощники»
Беседа:«Дорожные знаки»ОД: «Дорожная мозайка»
Экскурсия по улице
С-р. игра «Правила движения»
Д/игры: «Покажи такой же знак», «Составь такой же знак», «Найди по описанию», «Дорожные знаки»
П/игра: «Веселый трамвайчик», «Сдаем на права шофера»
Викторина «Дорожные знаки»
Чтение худ. лит-ры:О. Бандеров «Азбука безопасности», В. Селирнин «Разрешается — запрещается», Я. Пишумова «Азбука города»
Январь
Тема «Запрещающие дорожные знаки»
Беседы: «Запрещающие знаки»
ОД: «Запрещающие знаки»
Д/игры: «Назови знак», «Разложи знак», лото «Дорожные знаки»
П/игра: «Знающий пешеход», «Дорожное — недорожное»
Чтение худ. лит-ры:Я. Пишумов «Дорожная азбука»
Просмотр видеофильма «Детям о ПДД»
Февраль
Тема «Знаки сервиса»
Беседа:«Знаки сервиса»
Ситуация общения: «Как машины людям помогают», «Как я иду в детский сад»
ОД: «Буратино в городе дорожных знаков»
С-р. игра: «На улицах города»
Викторина «Дорожные знаки»
Д/игры: «Путешествие по городу», «Собери знак», «Законы улиц и дорог»
П/игра: «Путешествие на машинах», «Огни светофора»
Чтение худ. лит-ры:А. Усачева «Дорожная песня»,В. Клименко «Кто важнее всех на дороге», загадки о дорожных знаках
Март
Тема «Поведение в транспорте»
Беседы:«Мы едем в автобусе», «Как вести себя в транспорте»
Ситуация обшения: «Как я веду себя в автобусе»
ОД: «Мы едем, едем, едем»
С-р. игра «Мы едем в автобусе»
Д/игры: «Правильно – неправильно», «Найди по описанию», «Покажи правильно знак»
Игровая ситуация: «Я еду в транспорте»
П/игра: «Автобусы», «Заяц»
Чтение худ. лит-ры:СМихалков «Скверная история», А. Усачева «Дорожная песенка
Апрель
Тема «Поведение на остановках общественного транспорта»
Беседы:«На остановке ждем автобус, не шалим и не сорим», «Как правильно поступить, если…»
ОД: «Знатоки дорожного движения»
С-р. игра «Правила движения»
Д/игры: «Я опишу, а ты найди», «Можно — нельзя»
П/игра: ««Будь внимателен», «Иду по дорожке»
Чтение худ. лит-ры:И. Серяков «Ученый дружок»
Май
Тема «Культура пешехода»
Беседы:«Мы – пешеходы», «Важные правила для пешеходов» Викторина «Юный пешеход»
ОД: «Мы — пешеходы»С-р. игра «Мы юные пешеходы» Д/игры: «Покажи правильно знак», «Кто отличник — пешеход», Ассоциации «Транспорт», «Мы — пассажиры»П/игра: «Внимание – пешеход», «Запомни сигналы регулировщика»Чтение худ. лит-ры:С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», Р. Георгиев «Светофор», О. Высоцкая «Мамин троллейбус»
Итоговое мероприятие: «В стране дорожных знаков»
Источник: