Пальчиковый театр «Теремок»

Svetlana Umrikhina
Пальчиковый театр «Теремок»

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и

способствуют ее развитию»

В. М. Бехтерев.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

В результате наблюдения за детьми по речевому развитию выявлено, что у детей недостаточно сформирована звуковая культура речи, имеются речевые нарушения. Поэтому возникла проблема — как активизировать речевую деятельность. Работа по проблеме активизации речевой деятельности и развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста основывается на взаимодействии взрослого и детей.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно можно использовать пособие — пальчиковый театр «Теремок».

Цель: развитие речи и познавательной активности детей дошкольного

возраста; создание условий для активного использования сказок

в деятельности детей.

Задачи:

• стимулировать развитие мелкой моторики;

• знакомить детей с понятиями: форма, цвет, размер;

• развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);

• развивать воображение, память, мышление и внимание;

• развивать словарный запас и активизировать речевые функции;

• формировать творческие способности и артистические умения;

• знакомить с элементарными математическими понятиями.

• побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности. Описание и характеристика пособия:

Пособие предназначено для детей от 3до 7лет.

Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание»,

«Чтение художественной литературы».

Пособие включает в себя:

1. Домик с окошками-кармашками

2. Пальчиковые фигурки сказочных животных: волк, лягушка, заяц,

мышка, медведь, лиса.

Материалы для изготовления:

— шаблон на бумаге домика и фигурок персонажей;

— шитье домика из разноцветного мягкого фетра (толщиной 1мм);

— плотный картон для основания стен домика 17,5 на 27,5см (3листа);

— кармашки в виде окошек из бумагопластики, шторки вуаль;

— фетр тонкий разных цветов по количеству героев (толщиной 1мм);

— глазки для персонажей сказок из кожи;

— разноцветные хлопковые нитки, иголки для ручного и машинного шитья;

— разноцветные атласные ленточки;

— фигурные ножницы для декоративной работы, простые ножницы;

— клей ПВА

Картотека игр

Пособие может использоваться:

— совместной деятельности детей

— ходе режимных моментов

— индивидуально и подгруппами

Описание работы по предложенному материалу:

1 задание: «Слоговые песенки»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.

Вечером все жильцы в «Теремке» устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем.

2 задание: «Подбери картинки с заданным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук [ш] в словах.

Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук [ш] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.

3 задание: «Кто, где живёт?»

Цель: учить употреблять предлоги: над, под, между.

Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

-Этот зверь живёт над волком. Это…

-Этот зверь живёт над лисой. Это …

— Этот зверь живёт под мышкой. Это …

— Этот зверь живёт под лягушкой. Это …

— Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…

— Этот — между мышкой и медведем. Это …

Затем ребёнок сам загадывает загадки, проговаривая слова над, под, между

Пальчиковый театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Он может расположить сказку на ладошке, одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно играя, научить ребёнка ровно держать указательный палец правой и левой руки. Кроме того, важно научить детей двигать указательным пальцем в соответствии с текстом. В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, активнее взаимодействовать друг с другом, речь детей стала понятна. Играя, дети стали умело управлять сюжетом игры. В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить родителям для индивидуальной работы с детьми дома.

Источник: maam.ru