Опыт работы: «Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего возраста к условиям дошкольного учреждения»
наталья прохорихина
Опыт работы: «Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение
«детский сад № 1 «Солнышко»
Описание системы работы по теме:
«Игровые технологии как средство адаптации
ребенка младшего возраста
к условиям дошкольного учреждения»
Воспитатель
Прохорихина Наталья Павловна
МДОБУ ДС № 1 «Солнышко»
С. Екатеринославка
2020 г.
Маленький ребенок достоин того, чтобы
Его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого ребенка.
Е. Волос
С поступлением ребенка младшего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, адаптироваться. Термин «адаптация» (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, не только для детей, но и для взрослых: родителей, педагогов. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики – дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее и спокойнее.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям детского сада, является умение педагога организовать педагогический процесс.
Одним из принципов ФГОС ДО является реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Игра является сквозным механизмом развития ребенка и основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Изучив литературу ведущих педагогов дошкольного воспитания таких как: Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Лялина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад», сделала из этого вывод, что развивающие игры непосредственно влияют на успешную адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Проблема игры привлекла и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Так Выготский Л. С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В младшем возрасте происходит разделение предметно – практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.
Работая в детском саду, я пришла к твёрдому убеждению, что одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения является особенность педагога и организация педагогического процесса. Поэтому сегодня как любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог я задумалась над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода и соответствуют ли они современным требованиям. Именно поэтому темой своей работы я выбрала: Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Исходя из существующей проблемы, целью своей работы ставлю выбор оптимальных путей использования игровых технологий в адаптационный период,так как они играют основную роль в работе воспитателя в адаптационный период. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить адаптацию к условиям ДОУ;
Формирование эмоционального контакта, доверительное отношение детей к воспитателю;
Создание предметно – пространственной развивающей среды;
Взаимодействие с семьями воспитанников;
Цель игровых технологий в адаптационный период – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. Основная задача игр в адаптационный период – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Учитывая значимость игры и возможности игровых умений, психологических особенностей детей в раннем возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации к условиям ДОУ наименее болезненным.
Изучив адаптацию ребёнка к условиям ДОУ и исследовав роль игры как метода обучения адаптации детей к условиям ДОУ я еще раз убедилась, что тему своей работы выбрала не случайно.
Следующим этапом моей работы стало выделение особенностей развития и эмоционального состояния детей раннего возраста и подборка оптимальных форм и методов игровых технологий. Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путём её воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определённый результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребёнка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:
1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми. Задачами первого направления являются: — формирование положительного эмоционального настроения; — снижение эмоционального напряжения и тревоги;
2. Игры по освоению социального пространства ДОУ. Основной задачей второго направления игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребёнку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Для реализации задач данных направлений работы предлагаются мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства, которые включают подвижные игры, музыкально – ритмические движения с речевым сопровождением, дидактические игры и игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх.
На этом основании считаю необходимым выделить следующие требования к играм, проводимым в адаптационный период:
1. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
2. Инициатором игр всегда выступает взрослый.
3. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.
4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по несколько раз день, но понемногу).
5. В играх должны использоваться копии реальных предметов, а не их
заменители.
6. Всем детям в игре предлагаются одинаковые предметы.
Для результативного применения игровых технологий были определены следующие этапы работы:
• составление перспективного плана;
• создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий своими руками, оформление уголка сенсорного развития);
• использование игровых технологий в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни;
• привлечение педагогов ДОУ и родителей к изготовлению занимательных дидактических игр своими руками;
• разрабатывание консультаций, памяток и буклетов для родителей;
Над темой «Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего возраста к условиям дошкольного учреждения» работаю в течении данного учебного года.
Для реализации поставленных задач, использую игровые технологии и дидактический материал, которым каждый ребёнок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых игр.
Образовательную деятельность в период адаптации ребенка к условиям ДОУ строю в интересной, занимательной форме, что помогает мне без затруднения расположить к себе детей, отвлечь их от переживаний, наладить доброжелательные, доверительные отношения. (Приложение 2)
При отборе содержания учебного материала я учитываю, чтобы он был эмоционально насыщен и обязательно в игровой форме.
В начале каждой образовательной деятельности провожу специальные игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. (Приложение 1)
Моя позиция по отношению проводимых игр бывает следующей:
воспитатель «над» детьми;
воспитатель – создатель игры;
воспитатель – равный партнер в игре;
С детьми младшего возраста использую различные виды игр:
• игры обучающего характера;
• сенсорные;
• сюжетно – дидактические;
• подвижные;
• музыкально – дидактические;
• игры – забавы;
• игры – развлечения;
• театрализованные (кукольные театры и инсценировки);
•
Планирование игр осуществляю по следующим принципам:
Ориентировка на интересы и желание детей;
Разнообразие;
Вариативность;
Преемственность;
Учет уровня игровых умений;
Способы отображения;
Самостоятельность и творчество;
Главным расслабляющим средством в период адаптации ребенка к условиям ДОУ является игра. В своей работе каждый месяц провожу развлекательную игровую деятельность, например: новогодний праздник «весёлый колокольчик» (Приложение 4) и развлечение «Зимние забавы» (Приложение 5) которую направляю на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок»
Основная задача проведения развлечений в период адаптации ребенка к детскому саду –формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Каждому ребенку даю возможность увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбок, ласковой интонацией, проявлением мной заботы к каждому малышу.
В период работы по этой теме разработала «Методическую копилку», которую использую в повседневной работе.
Во время самостоятельной занимательной деятельности в адаптационный период, с детьми провожу дидактические игры «Весёлые прищепки», «Пчелиные соты», «Дикие животные», «Разноцветные автомобили», «Времена года». Развиваю у детей интерес к дидактическим играм, желание играть совместно с воспитателем и со сверстниками. (Приложение «Методическая копилка»)
Цель игры «Весёлые прищепки» — развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами, развитие диалогической речи и зрительного восприятия и внимания.
Я с детьми рассаживаюсь за столики и говорю, что я сейчас буду играть в очень интересную игру которая называется «Весёлые прищепки». Беру коробочку и высыпаю прищепки из неё на стол, так же раскладываю на столе игровое лото. Обращаюсь к детям : Ребята, посмотрите на прищепки, они называются весёлыми потому что на них есть красочная картинка, которая отображает предмет, одежду, посуду, игрушки.
Я беру первую прищепку, на которой изображена игрушка – пирамидка. Нахожу на лото такое же изображение, раскрываю прищепку и пристёгиваю её к данному изображению. Далее беру другую прищепку с изображением игрушки – мяч, ищу точно такое же изображение на лото и пристегиваю прищепку. Затем детям предлагаю взять в руки по прищепке и попробовать найти такой же предмет на лото. Спрашиваю: Дамир, что изображено на твоей прищепке? (куртка). Посмотри пожалуйста на лото и найди точно такую же картинку. Затем предлагаю Дамиру пристегнуть свою прищепку к найденной картинке. Далее каждый ребёнок пристёгивает свою прищепку к нужной картинке, а я проговариваю название каждого изображенного предмета и наблюдаю, чтобы дети соотносили предметы правильно, а так же помогаю пристегнуть прищепку тем детям, кто затрудняется это сделать. Выполняя условия этой игры, дети легко пошли на контакт со мной, научились раскрывать прищепку и пристёгивать её к картинке.
В игре «Дикие животные» дети научились из 3-х частей собирать целое изображение животного. Научились играть сообща со сверстниками, помогая друг другу в подборе деталей.
Играя в дидактические игры, такие как «Пчелиные соты», «Разноцветные автомобили», «Времена года», дети получили положительные эмоции совершенствуя зрительно – двигательную координацию. Что помогло ребятам отвлечься, провести день пребывания в детском учреждении доброжелательно. Все игры направлены на полноценное развитие и успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Так же, для выражения своих эмоций в адаптационный период, облегченного переживая, общения со сверстниками, знакомства с нормами и правилами жизни, получив внутреннюю свободу, проводила игру – путешествие «В гости к мишутке». (Приложение 3)
Детям предлагала отправиться в гости к Мишутке. Дети совместно со мной под сопровождение веселой музыки выполняли игровые упражнения, которые научили детей целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, а так же научили подражать новым действиям. Данная игра – путешествие стимулировала речевое развитие и моторную сторону речи детей, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
Дети получили положительные эмоции, хорошее настроение и эстетическое удовольствие.
Во многом успешное прохождение адаптации обеспечивает использование в игре и режимных моментов элементов фольклора и народной культуры. Этому способствуют проводимые мной хороводные игры, такие как «Каравай», «Карусель», «Козлик», «Огуречик», «Пузыть», «Ровным кругом» и т. п. Русские народные песенки и потешки, используемые в данных играх позволяют создать позитивную, радостную эмоциональную обстановку, заинтересовать и вовлечь ребёнка в игровую деятельность.
Существует множество игр, направленных на сближение ребенка и взрослого. Самыми распространенными среди проведения на моем опыте это такие игры, как «Давайте познакомимся», «Иди ко мне», «Ку-Ку», «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Покружимся», «Передай колокольчик», «Кто у нас хорошенький?», «Догонялки» (когда уже есть определенная степень доверия между детьми и взрослым) и многие другие).
Безусловно для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ большое значение имеет семья. В беседах с родителями я рекомендовала им использовать различные игры для положительного эмоционального состояния детей. Для того, чтобы узнать значение совместных игр в семье моих детей, я провела анкетирование родителей: «Игра в жизни моей семьи» по результатам анкетирования, сделала вывод, что родители конечно же хотят играть с детьми и помочь им быстро и легко адаптироваться к условиям ДОУ, но многие не умеют правильно подбирать игры и их организовать.
Для полного представления родителей о периоде адаптации и возможных используемых игр с детьми в этот период, я подготовила ряд консультаций для родителей: «Адаптация ребёнка в детском саду» (советы родителям); «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду» (Приложение 6, 7)
Цель этих консультаций: способствовать пониманию родителями роли игровой деятельности в адаптационный период, помочь понять родителям, что игра – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Для оценки результатов своей работы провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась методом ежедневного наблюдения и фиксированием особенностей адаптации в индивидуальные карты детей, а так же через общение с родителями.
Показатели степени адаптации детей раннего возраста к условия дошкольного учреждения
Лёгкая степень адаптации — 64,30 процента;
Средняя степень адаптации — 21,40 процента;
Тяжелая степень адаптации — 14,30 процента
Полученные результаты подтверждают особенность использования игровых технологий как средство адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ. Они позволяют говорить об успешной легкой степени адаптации большинства детей.
Вывод: таким образом, подготовленная, четко спланированная и грамотно реализованная игровая технология даёт положительные результаты в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно – ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная мной работа не была напрасной – почти все дети адаптировались к новым для них условиям. Стали более общительными, научились играть вместе, выполнять элементарные поручения. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать меня! Ведь в этом и заключается моя работа – сделать каждый день пребывания в саду моих ребят радостным, счастливым и по — настоящему чудесным. И позволить родителям быть спокойными за своих детей!
В дальнейшем я планирую:
Сохранять благоприятный эмоционально – психологический климат в своей группе;
Оказывать помощь родителям в овладении педагогическим знаниями о развитии ребенка, умение принимать их в общении.
Постоянно обновлять игровой материал для самостоятельных игр малышей.
Список используемой литературы:
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М. : Медицина, 1997.
2. Алимовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М., 1999.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
4. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
5. Лялина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
6. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Источник: