Образовательный геокешинг — новое направление педагогики
Ольга Федяева
Образовательный геокешинг — новое направление педагогики
Образовательного геокешинга в развитии самостоятельности и любознательности у детей дошкольного возраста.
Какая главная задача стоит перед педагогами и родителями? Это поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников, когда ребёнок растет не только здоровым и крепким, но и – обязательно! — любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации. На это нам указывает ФГОС ДО, который регулирует создание условий для овладения ребенком основными способами деятельности, для развития инициативности и самостоятельности в игре, общении.
На мой взгляд, проблема развития таких личностных качеств дошкольников как самостоятельность, любознательность – одна из самых актуальных.
Бывало ли так, что даже хорошо подготовленное мероприятие, досуг, игра или чтение книги не вызывало у детей интереса? Наверняка бывало у каждого. Но, нас, с вами, педагогов, это устраивать не должно. Поэтому, я задала себе вопрос: как достичь активного интереса детей? Что нас с вами увлекало в детстве, какая игра осталась в памяти, как нечто незабываемое? Все мы в детстве играли в «секретки», поэтому я решили поделиться опытом использования технологии геокешинг, которая очень напоминает эту игру из детства.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников, на мой взгляд, является образовательный геокэшинг — новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Уже в младшем возрасте малыш вполне может справиться с задачей по поиску «клада».
Геокешинг, простыми словами, это «поиск сокровищ» с применением доступных средств навигации. Это могут быть карты, схемы, планшеты и т. д.
Данная технология позволяет решить целый комплекс педагогических задач:
1. Создание условий для реализации всех видов игры;
2. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
3. Развитие ориентировки во времени и пространстве;
4. Формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения;
5. Формирование внимательного отношения и поддержки детского взаимодействия.
И направлена на достижение следующей цели: организация образовательной деятельности с целью развития познавательной активности у дошкольников. Вся работа реализовывалась поэтапно по четырем направлениям.
1. Первоначальной задачей для меня являлось научить детей ориентироваться в пространстве, будь то карта, схема, макет территории группы, участка, района или сама местность. Наиболее эффективными формами и методами, используемыми на начальном этапе реализации технологии «образовательного геокешинга» я считаю:
• познавательные беседы
• экскурсии по территории детского сада
• минутки размышлений
• составление карт; схем, изготовление макетов
• игры и упражнения типа: графический диктант
2. Необходимо было заинтересовать детей поисковой деятельностью через игры — путешествия: «Остров сокровищ», «Наш микрорайон», «Найди друга», «Поиски клада», детям старших и подготовительных групп давался план территории детского сада. Используя этот план, дети находили послание, обнаруживали, что это лишь часть карты, на обратной стороне которой были изображены часы и календарь с отмеченной датой и местом встречи. Дети встречались, складывали части найденной карты и шли на поиски клада, где их ждал сюрприз.
«Помоги бабушке Федоре». В группу приходит расстроенная Федора, вся посуда убежала от нее. Федора просит детей помочь ей найти посуду и вернуть её обратно. Дети рассматривают карту группы, сделанную вместе с воспитателем накануне. На карте отображены метки и стрелочки, по которым нужно идти к определённой цели. Детей ждёт там задание, за которое они получат один предмет посуды. Всего таких заданий 5. Приберись в домике (макет, поиск посуды в воде, собери картинку «пазл», найди нужный предмет в крупе, графический диктант «Куда улетела муха». Дети отвечают на вопрос: «Почему посуда убежала от Федоры?», учатся ориентироваться по карте, бережно относиться к предметам, развивается мелкая моторика, логическое мышление, а, главное, учатся радоваться находкам и командной игре.
3. Работа с родителями – необходимый этап в исследовательской деятельности.
Мой опыт показал, что «образовательный геокешинг» вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без эффективного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества, используя не только традиционные, классические собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, но и интерактивные формы взаимодействия. Это совместные мероприятия с элементами геокешинга, когда родители становятся главными героями поисковых приключений. Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Семейный геокешинг», где родителям совместно с детьми предлагаются карты-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту. Это объекты на территории родного края, связанные лексической темой, например: транспорт, овощи и фрукты, домашние и дикие птицы и др. Дети с удовольствием рассказывали о своих семейных путешествиях, о том, что увидели, как кормили птиц или катались на автобусе. Польза от таких семейных путешествий неоценима, важна и эмоционально заряжена, что обеспечивает незабываемость детских ощущений.
4. Геокешинг, как вид организации образования подходит и педагогам, так была проведена приключенческая поисковая игра среди педагогов нашего детского сада, с элементами соревнования. Воспитателям и специалистам необходимо было найти на территории детского сада вопросы и задания по дошкольной педагогике и психологии, ориентируясь по заранее приготовленным карам – маршрутам.
Это оказалось не только интересно, но и сложно даже взрослым, и мы добились главной задачи – это показать на практике способы организации познавательной деятельности детей с использованием потенциала геокешинга. Педагоги сделали вывод, что данная педагогическая технология помогает ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество, что способствует позитивной социализации ребёнка, его всестороннему личностному развитию, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Конечно, мне было очень интересно, каких результатов можно достичь, активно используя технологию геокешинга в образовательном процессе. Некоторые вещи были весьма очевидны, это отмечалось не только педагогами, но родителями нашей группы. Дети стали более самостоятельными, инициативными, рассудительными и уверенными в себе.
Я долго икала методики, позволяющие оценить уровень познавательной активности детей, но эта задача была не из простых. Существует множество методик, которые оценивают уровень познавательных процессов на разных возрастных этапах. Согласитесь, определить уровень любознательности одной методикой очень сложно. Но, как оказалось, методика В. С. Юркевича «Древо желаний», позволяет решить эту задачу.
Вы можете увидеть результаты моего исследования, в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста, 20 детей, посещающих одну группу. (сентябрь и май 2019 г.) Количественный анализ показал, что в конце учебного года процент детей с низким уровнем развития познавательной активности понизился с 60 до 30%, а детей с высоким уровнем, увеличилось с 20 до 35%
№ Период Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Сентябрь 60% 20% 20%
2 Май 30% 35% 35%
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным способом для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
Мы зарываем знаний клад
В детей сокровищем нетленным,
Оно вернется к нам назад
Богатством творчества бесценным!
Эти строки, как ни что другое, подходят для определения педагогической истины: чем больше мы вкладываем в детей, тем бесценнее становится наш мир.
Источник: