Наблюдение за весенними растениями с детьми дошкольного возраста

Марина Роводзянова
Наблюдение за весенними растениями с детьми дошкольного возраста

Цель: создание условий для знакомства детей с весенними цветами и цветущими садовыми растениями.

Задачи:

— развитию чувственного восприятия: умению различать и сравнивать цветущие растения по внешним признакам, по запаху;

— обобщению представлений детей о многообразии декоративных весенних растений клумбы;

— с новым понятием – многолетние растения.

Ход наблюдения

Нужно спросить у ребенка

— Как ты думаешь, почему в народе говорят: «Март – с водою, апрель – с травою, май – с цветами, июнь – с плодами»? Вспомните, какие цветы появляются весной самыми первыми? (Ответы детей)

Послушай стихотворение:

Небо светло-голубое,

Солнце яркое большое,

Греет теплым всех лучом,

Снег бежит с горы ручьем.

Нет мороза, потеплело,

И весна взялась за дело:

Кисть зеленую взяла –

Сразу травка проросла,

Желтой кисточкой взмахнула –

В небо бабочка вспорхнула,

Мать –и- мачеха проснулась,

Шапкой желтой улыбнулась,

А за ней и одуванчик

Надел желтый сарафанчик.

Но красивей всех тюльпан –

Красный он надел кафтан.

Всех расцветок и фасонов

Весело глядят с газонов

Бело — желтые нарциссы,

Бирюзовые ирисы.

Много красок у природы!

И в любое время года

Так рисует— всем на диво!

Посмотрите как — красиво!

(Л. Н. Демьяненко)

Давай рассмотрим цветы, которые распустились у нас.

-Есть ли на нашей клумбе цветущие растения, о которых говорится в стихотворении? (тюльпаны, нарциссы, ирисы)

-Каких растений нет? Когда они цвели? (апреле)

— Посмотри на деревья в саду, почему все эти цветы зацвели, ведь мы их не сажали, не сеяли семена?

После всех ответов, делаем обобщение.

Нарциссы, тюльпаны, яблони, черемуха – многолетние растения.

В их корнях с осени накоплены питательные вещества. Как только по-весеннему, солнце уже хорошо прогреет землю, эти растения распускают листья и зацветают.

Радуют нас своими яркими или нежными красками.

-Посмотри, у каких растений цветки яркого цвета? (тюльпаны –алые, нарциссы – жёлтые, виола – сиреневые, фиолетовые)

А у каких лепестки венчиков имеют нежную окраску? (белые нарциссы, белые яблони и черемуха)

-Давай рассмотрим цветки у разных растений. На что похож цветок тюльпана? (на бокал)

-А что это за цветок висят белые горошки на тоненькой ножке? (ландыш)

Найди на нашей клумбе:

-Дивного красавца, стройного и гордого, похожего на принца с золотой короной на голове, но почему-то очень печального (нарцисс).

-А чем похожи растения тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш?

(у всех длинные листья, у гиацинта и нарцисса они узкие, а у тюльпана и ландыша – широкие, у всех нет стебля, цветок находится на длинном цветоносе)

-Определи, у каких растений цветки имеют стойкий запах? (черемуха).

-А у каких растений запах еле чувствуется?

-По запаху можно узнать растение, даже если его не видишь?

-Давай поиграем в игру, узнай по запаху!

Послушай прекрасное стихотворение Рассула Гамзатова

о цветах.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок…

-В этом стихотворении поэт о цветах говорит как о живых существах. А ты, как думаешь, они живые?

-Если они живые то, что им нужно для жизни?

-А как мы можем им как-то помочь? Как?

Конечно, чтобы цветы цвели и нас радовали за ними нужно ухаживать.

Источник: maam.ru