«Музыкальный фольклор — как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Галина Нацаренус
«Музыкальный фольклор — как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров, основанных на изучении родной культуры, поэтому, интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране возросли.

В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования и в связи с требованиями ФГОС.

В процессе музыкального воспитания в ДОУ подбираю материал народных песен, игр, танцев, что формирует у детей знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. А так как народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, то оно дает большой простор для детской фантазии. Вот именно в этом и заключается актуальность моей темы.

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь развития личности. Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников – музыка, танец, пение, подвижные народные игры — все это положительно отражается на детях.

Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. (потешки, пестушки, заклички, русские народные песни, народные танцы, игры, народные праздники).

Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд (воспитание нравственно-патриотических качеств, развитие духовности, принадлежности к своему народу, своей стране, формирование музыкального вкуса, слушательской культуры и т. д). Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Изучив литературу по данному направлению, взяла за основу программы, которые направлены на приобщение дошкольников к фольклору. Образовательная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (от 2 до 7 лет, Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новосельцева, М. Картушина «Русские народные праздники в детском саду», С. И. Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш весёлый хоровод», Радынова О. П. «Народные колыбельные песни: слушаем и поем», адаптированные программы по изучению музыкального фольклора это «Горенка» Н. В. Хазовой (2-7 лет, и «Оберег» Е. Г. Борониной (2-7 лет).

II. Практическая часть.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов, форм обучения и воспитания.

Осуществление организации музыкального воспитания по изучению фольклора ведется в следующих формах:

1. НОД в процессе музыкального воспитания;

2. Кружковая деятельность;

2. Проектная деятельность;

3. Фольклорные праздники и развлечения;

4. Индивидуальная работа с детьми, родителями.

7. Театрализованная деятельность детей.

Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, и кружковая деятельность, на которых я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных фольклорныхпраздниках.

Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

— пение народных песен;

— слушание народной музыки;

— народная хореография (танцы, хороводы)

— музыкально – фольклорные игры;

— игра на народных музыкальных инструментах.

Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения — чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.

Чтобы научить детей чисто интонировать использую простые русские народные детские песенки и прибаутки. На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella,

Для активизации познавательного интереса, раскрытия творческого потенциала старших дошкольников применяю современные методы и приёмы в процессе музыкального воспитания. Очень нравится детям метод «оживления русской песни», где ребёнок от лица русской песни рассказывает о себе, метод импровизации, где на заданный текст ребёнок сочиняет свою мелодию,«метод вышивания голосом».

Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.

Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.

При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. В процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.

Широко используется русская народная музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:

быть доступной для детей и педагога;

— быть интересной для них;

— быть систематической формой обучения;

Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Разученные на музыкальных занятиях песни, танцы, игры, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в праздники, развлечения, театрализованную, проектную деятельность.

Проектная деятельность в детском саду-это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности, творческое мышление, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Так с этой целью в нашем детском саду был реализован образовательный проект «Святки-колядки», где ребята совместно с родителями находили необходимый материал (история праздника, традиции, гадания, разучивали колядки и т. д.).

Очень интересны ребятам экскурсии в мини-музей «Русская изба», т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень много вопросов: зачем нужна прялка, и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Знакомство с фольклором осуществляется и в театрализованной деятельности детей. Театрализованная деятельность-это самый распространённый вид детского творчества, большой простор для творческих фантазий ребёнка, раскрытия актёрского таланта. Дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных народных играх и сказках. А некоторые ребята приняли участие в районном конкурсе «Театральная Весна 2018», где показали музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:

— наглядный материал;

— музыкально-дидактические игры;

— конспекты занятий;

— сценарии музыкально – фольклорных праздников;

-коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т. д.);

— народные костюмы для взрослых и детей;

— фонотека произведений народной музыки.

Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия воспитателей и родителей, поэтому проводятся:·

— индивидуальные и групповые консультации,

-совместные праздники и развлечения,

-круглые столы;

-обновляются информационный стенд и уголок для родителей.

Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора, создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, несёт в себе вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

Спасибо за внимание!

Источник: maam.ru