Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ

Михеенко Надежда
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ

«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей с ОВЗ

Введение

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это категория несовершеннолетних, имеющих те или иные проблемы в физическом или психическом здоровье. Эти отклонения могут быть временными или постоянными, врожденными или приобретенными, означающими инвалидность или нет.

Выделяют следующие категории детей с ОВЗ:

— дети с нарушением слуха;

— дети с нарушением зрения;

— дети с тяжелыми нарушениями речи;

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— дети с умственной отсталостью;

— дети с задержкой психического развития;

— дети с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

— дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие с умственной отсталостью)

Особенности детей с ОВЗ:

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждаются в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью, болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Либо наоборот, возникает двигательное беспокойство, отмечается повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ – это особая проблема.

В речи детей существуют множество проблем:

— односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

— бедность речи. Недостаточный словарный запас.

— употребление нелитературных слов и выражений.

— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

— неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

— плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие на детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из эффективных методов развития связной речи у детей с ОВЗ является использование мнемотехники.

Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развития речи.

Примером может стать всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи, как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает в овладении приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Что дает мнемотехника?:

— расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;

— развивается мелкая моторика рук;

— заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;

— это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Мнемотехника строится от простого к сложному

Структура мнемотехники:

— Мнемоквадраты. Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте.

— Мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.

-Мнемотаблицы.

В своей работе я,в основном, использую мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стихотворения, сказки, пословицы.

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Для детей старшего возраста мнемосхемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи:

— обогащение словарного запаса;

— автоматизация звуков;

— обучение составлению рассказов;

— заучивание стихов.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

Вывод:

— овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ;

— мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим;

— но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти – традиционное заучивание текстов наизусть.

Источник: maam.ru