Методическая разработка по развитию речи для детей младшей группы «Про толстого жука»

Наталья Сапожникова
Методическая разработка по развитию речи для детей младшей группы «Про толстого жука»

Методическая разработка по развитию речи

Тема: Про толстого жука

Цель: способствовать активизации увеличению объема словаря, развитию связной речи, звуковой культуры речи

Задачи

Образовательные:

-познакомить со звуком (ж);

-расширить знания детей о жуках;

Развивающие:

— развитие познавательной активности;

-развитие зрительного и слухового восприятия;

-развитие логического мышления, памяти, воображения;

-развитие артикуляционного аппарата, речевого внимания;

-развитие мелкой моторики;

Воспитывающие:

-воспитание интереса к окружающей природе;

-формирование у детей позитивного отношения к занятиям физкультурой и спортом;

Оборудование: оборудованная поляна с цветами, игрушки: ежик и лисенок, схема «Части тела жука», пластмассовый жук, магнитофон с записью звуков жука, индивидуальные зеркала для детей, артикуляционные карточки «Часики», «Качели», «Лошадка», картинки с изображением предметов: ножницы, снежинка, ежик, жираф, лыжи.

Ход занятия

1. Вводная часть

Введение в игровую ситуацию:

— Ребята, вы любите путешествовать?

— Я вам сейчас предлагаю отправиться на цветочную полянку. Но мы должны помнить важное правило – на полянке нельзя шуметь, чтобы не напугать ее жителей (дети проходят в группу, где оформлена цветочная поляна)

-Цветочная полянка, здравствуй!

Ну как же все твои цветы прекрасны!

-Ой, а вот и наши знакомые игрушки Ежик и Лисенок, оказывается они очень любят играть в прятки среди цветов и травы.

-А хотите с ними поиграть?

-Давайте представим себе: вот стоим мы на волшебной лесной поляне (вместе со мной выполняем) над головой деревья шумят, ножки нам щекочет зеленая травка…

И начинаем мы становиться все меньше и меньше. Вот мы ростом с кустик, с травинку, с маленькую букашечку (сели). Что мы видим вокруг себя? Трава стала, как деревья, песчинки как большие камни…Вот нас и не стало видно, вот мы с вами и спрятались…

2. Основная часть

Лексическая работа

-Ой, какой странный звук слышен, кажется кто-то к нам приближается…

Загадка: Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь

-Кто это? (жук)

-Жук-это птица или насекомое?

-А как передвигаются жуки? (ползают и летают)

-Но вот беда, наш жук не может теперь летать, а все потому, что он стал толстеньким и неповоротливым. Крылья его уже не слушаются, да и цветы сразу под ним ломаются. Вот такой он тяжелый.

-Ежик: от чего ты стал таким тяжелым?

-Жук: кушать люблю

_-Ежик: это хорошо, что ты любишь кушать, значит сил много, а вот занимаешься ли ты физкультурой?

-Жук: а что это такое?

-Ребята, вы можете объяснить жуку, что вы делаете на физкультурном занятии?

-Ребятки, а для чего вы это делаете?

-Ребята, а давайте поможем жуку снова научиться летать. Для этого тебе жук нужно научиться делать зарядку, чтобы быть не только сильным, но и ловким.

–А наши ребята тебе помогут (превращаемся в жуков). Вспомним стихотворение С. Я. Маршака.

Физ. минутка «Жук»: Жук упал и встать не может

Ждет он- кто ему поможет?

Ветер сильный набежал

Всех жуков с земли поднял

Все от страха полетели-побежали

И, конечно зажужжал

Ветер дует вслед жукам

Разлетайтесь по местам! (дети садятся за рабочие столы)

Артикуляционная разминка (зеркала и артикуляционные карточки)

-Ребята, наш жук тоже хочет вас удивить и научить выполнять новую зарядку для язычка.

-Для чего это нужно? (эти упражнения нужны для того, чтобы вы правильно и красиво умели говорить)

-Жук любит играть (карточка) в «Часики». Давайте мы с вами поиграем. Язычок у нас будет бегать вправо-влево, занимаясь зарядкой. Возьмите зеркало и выполните это упражнение, глядя на себя.

-А мы давайте покажем жуку упражнение «Качели» (язык поднимается вверх-вниз)

-Молодцы!

Звуковая работа

-А еще жуки по разному жужжат. Папа нашего жука жужжит громко и низким голосом. (вот так) А теперь вы пожужжите, как большие жуки.

-А наш жук еще маленький и жужжит высоко и тихо (вот так). А теперь вы с нашим жуком.

-Что у нас делают губы во время жужжания? (губы тянутся вперед, язык упирается в небо)

Пальчиковая гимнастика (встали около столов)

-А теперь давайте выполним гимнастику для наших ручек и пальчиков. Для чего это нужно? (чтобы ручки стали ловкие и умелые, могли рисовать и писать)

Давайте вспомним стихотворение про майского жука и будем изображать жука с помощью рук:

Наш веселый майский жук

(сжать кулачок)

Знает все сады вокруг

(показать указательный пальчик и мизинец)

Над лужайками кружит

(развести в стороны «усы»)

И усами шевелит

(пошевелить пальцами-усами)

-Пока мы с вами занимались ребята, Ежик и Лисенок приготовили для нас интересное задание, пойдемте на полянку.

-Нужно назвать предметы, изображенные на картинках.

(ножницы, снежинка, ежик, жираф, лыжи)

-Какой любимый звук нашего жука мы слышим в этих словах?

-Вы заметили, какого цвета все предметы на картинках? (желтые)

-А теперь давайте назовем эти картинки со словом «желтый»

-Давайте все вместе выполним гимнастику для глаз. Зачем это нужно?

Гимнастика для глаз:

На полянке, на ромашке

Жук скакал в цветной рубашке

(глазки смотрят вверх-вниз)

Вот он вправо побежал (глазки смотрят вправо)

Вот он влево полетел (смотрим влево)

Закружился и запел: Ж-Ж-Ж! Я лечу!

(глазки смотрят вокруг)

Хлопнем дружно — хлоп, хлоп, хлоп,

Чтобы улететь он смог!

Помашем ему рукой: до свидания, жук!

3. Заключительная часть

Итог

-Пришло время прощаться с цветочной полянкой и нашими друзьями.

-Вам понравилось путешествие?

-С какими интересными насекомыми мы познакомились?

-Какой звук он научил нас произносить?

-А мы чему научили жука?

-А вы заметили, что мы снова стали большими мальчиками и девочками, а это значит, что мы вернулись в свою группу детского сада

Источник: maam.ru