Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в лес»

цыпина татьяна
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в лес»

Цель: Формировать представление о лесе как экосистеме.

Задачи.

Обучающие:

Закрепить знания о лесе.

Дать знания о сообществе “Лес”.

Познакомить детей с видовым разнообразием лесов: лиственный, хвойный, смешанный.

Рассказать детям о том, что лес — не только природное явление, но это ещё и творение человеческих рук.

Дать первоначальное представление о труде лесника, о его характерных качествах: любовь к природе, трудолюбие, честность, смелость, выносливость, находчивость.

Уточнить правила поведения в лесу.

Развивающие:

Развивать самостоятельность суждений.

Развивать связную речь, умение подбирать эпитеты к слову “лес”.

Развивать инициативность и любознательность.

Воспитательные:

Формировать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Проведение наблюдений ранней осенью за деревьями и кустарниками на участке детского сада и за его пределами, знакомство детей с содержанием методического пособия “Деревья и листья”, организация игр “Собери растение”, “Деревья и кустарники”, “Угадай и расскажи”, “Кому нужна вода, а кому — полянка”, ”Домик для листочков”, “Путешествие по карте леса”, “Лесной город”, лото, домино. Опыты по изучению свойств древесины: “Цветы лотоса”, “Чудесные спички”.

Методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, практические, оздоровительные, познавательно-исследовательские, беседа, рассказ педагога и детей, вопросы к детям, загадывание загадок, дидактические игры, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование демонстрационное: Магнитофон, магнитная доска, ковролин на стене. Карта климатических зон России, демонстрационные картинки: “Тайга”, “Широколиственные леса”, “Смешанные леса” (из серии ”Природа России”, картинки из методического пособия “Деревья и листья” (дуб, береза, сосна, ель, клен, рябина, осина, тополь, ива, лиственница). Плакаты: “Кому нужны деревья в лесу”, “Как лесник заботится о лесе”, “Чего не следует делать в лесу”. Мнемотаблица “Лес — наше богатство”;

раздаточное: опавшая хвоя ели и сосны на подносах на каждый стол, листы в клеточку, карточки-картинки с изображением цветов, плодов и листьев лиственных деревьев по количеству детей, белые листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент: Игра с мячом в кругу детей “Назови первый звук в слове” (крона, ствол, корни, ветка, листья, осень и т. д.)

Воспитатель: Посмотрите на доску. Что это?

Дети: Это карта. Воспитатель: Это карта природных зон России. Мы её уже с вами рассматривали. Кто из вас вспомнит, что ученые-картографы хотели показать на этой карте? Какие условные обозначения использовали?

Дети: Мы видим разные цвета и цифры — это разные климатические зоны.

Воспитатель: Какая самая большая зона в нашей стране, какого она цвета и какой цифрой обозначена?

Дети: Она ярко зеленого цвета под цифрой 4.

Воспитатель: Эта зона занимает больше половины России. И называется эта зона “Тайга”.

Я вас сегодня приглашаю в путешествие. Отгадайте мою загадку и сразу догадаетесь о месте нашего путешествия.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню — земляникой, Таню — костяникой,

Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой, Васю — хворостиной. (Лес)

Сегодня мы и отправимся с вами в путешествие по лесу.

А что такое лес? У нас на участке растут деревья или около вашего дома — это лес?

Дети: Высказывают свои суждения, объяснения, предположения, доказательства.

Воспитатель: Все ответы детей подытоживает. Таким образом, Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

Воспитатель: Чтобы нам очутиться в лесу, закройте пожалуйста глаза, а я скажу волшебные слова: раз, два — повернитесь и в лесу вы очутитесь.

Включает запись “Голоса леса”.

Ученые-картографы не зря раскрасили самую большую климатическую зону России в ярко зеленый цвет, эта зона называется “Тайга”. Словом “тайга” называли когда-то дремучий и непроходимый лес. Главным богатством нашей страны являются деса. Сегодня мы и поговорим о том, какие бывают леса.

В тайге растут ели, пихты, кедры, лиственницы и сосны, то есть основу тайги составляют хвойные деревья (воспитатель на магнитной доске помещает картинку “Тайга” из серии “Природа России”).

Дети, кто из вас помнит, что такое хвойные деревья и чем они отличаются от лиственных?

Да, хвойными называют главным образом, вечнозеленые деревья с игловидными листочками — зеленые иглы — короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке (одновременно показывает картинки с изображением разных веток с иглами). Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.

Я сейчас буду загадывать загадки о хвойных деревьях, а вы отгадайте и найдите картинку-отгадку.

1 загадка:

Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер. (Сосна)

Как называется лес, в котором растут сосны? Сосновый бор.

У вас на столах лежат подносы с опавшей хвоей двух деревьев, листы в клеточку и карандаши.

Я вас приглашаю в лабораторию ученых лесоводов провести научное исследование.

1. «Определить с какого дерева игловидный листочек».

Самостоятельная деятельность детей.

(могут сравнивать тремя способами:

на газ, приложением, использовать мерку — клеточка)

Дети: 2-3 рассказывают о работе, своих выводах и записях.

2. «Определить в каком лесу светло и просторно, а в каком темно и сыро». Воспитатель: Обратите внимание на картинки, где изображены ель и сосна. Как растут ветки у этих деревьев?

Дети: У сосны ветки растут вверх, а у ели — вниз.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут одни ели? Еловый, ельник.

Как вы думаете в каком лесу светло и просторно, а в каком темно и сыро? Почему? Воспитатель: помогает детям (при необходимости) установить причинно-следственные связи. В сосновом бору светло и просторно, потому что ветки у сосны растут вверх и очень высоко, а ствол внизу прямой и без веток.

В еловом лесу темно, так как ветки ели растут вниз и почти достают до земли. В ельнике очень сыро, так как солнечным лучам очень трудно пробиться через еловую густую хвою. Но в жаркий и знойный летний день в ельнике можно найти прохладу.

2 загадка:

Еще одна загадка:

Мои мягкие иголки — длиннее,

чем у сосны и елки. (Кедр)

Лес, в котором растут кедры, называют кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной? Кедровые шишки можно употреблять в пищу.

Проблемная ситуация.

“Если кедр высокое дерево, то как же люди собирают созревшие шишки?”

Дети: Высказывают свои суждения, объяснения, предположения, доказательства. Воспитатель: Ваши предположения очень интересны. А теперь послушайте интересные факты и сравните с ними свои ответы.

Можно собрать тремя способами:

1. Подобрать с земли “паданку”,

2. Залезть на дерево и сбить палкой,

3. Ждать ветра

3 загадка:

Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки — опадают все иголки. (Листенница)

А чем отличается лиственница от других хвойных деревьев?

Конечно, её потому и назвали лиственницей, что она, как и лиственные деревья, сбрасывает листву-иголки на зиму.

Воспитатель: Встречаются в тайге и лиственные деревья. А вы знаете какие деревья называют лиственные и почему?

Молодцы, как много вы знаете лиственных деревьев.

Предлагаю поиграть в игру “С какой ветки эти детки”.

В группе заранее разложены предметные картинки лиственных деревьев, а детям раздаются картинки с изображением цветов, плодов и листьев этих деревьев. Дети должны найти своей карточке место.

Воспитатель приглашает детей к плакату “Кому нужны деревья в лесу?”

Лес — это дом для очень многих зверей, птиц и насекомых. Стоит только остановиться и посмотреть вокруг — обязательно заметишь что-нибудь интересное. Вон муравей спешит с тяжелой поклажей. Вот послышался торопливый стук — это дятел решил расправиться с жуком-короедом.

Вспомни, кого ты сам видел в лесу? Назови животных на плакате и расскажи, зачем им нужен лес.

Воспитатель: Молодцы, ваши ответы очень порадовали меня. Узнали всех животных, птиц и насекомых.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.

Приглашает детей сесть на места.

Воспитатель: Опять хочется обратить внимание на карту природных зон России.

Мы поговорили о самой большой зоне, которая называется … правильно запомнили — “Тайга”. Но на карте еще есть зона зеленого цвета другого оттенка под цифрой 5 — и называется она “Смешанные и широколиственные леса” или “Средняя полоса”. Попробуйте сами объяснить, какие леса можно назвать лиственными и смешанными.

Дети: Высказывают свое мнение.

Воспитатель: Правильно, в смешанных лесах растут и хвойные, и лиственные деревья, а в лиственных лесах — лиственные деревья. Лиственные леса еще называют листопадными, а как вы думаете, почему?

Потому, что на зиму листья с этих деревьев опадают, а весной появляются из почек новенькие светло-зеленые листочки. Мы сегодня назвали много деревьев, животных, птиц и насекомых. А какие дары леса вы еще знаете? (грибы, ягоды, лесные орехи, лекарственные растения).

Человек многим обязан лесу. Не зря говорят: “Лес — наше богатство”.

Посмотрите на эту таблицу. (Перед детьми мнемотаблица “Лес — наше богатство”)

О чем мы еще забыли сказать? Зимой люди катаются на лыжах, летом гуляют в лесу, купаются в лесных озерах.

Если лес так важен, то почему люди иногда рубят деревья?

Если человеку необходимо рубить лес для своих нужд, то как он должен его восстанавливать? Как называется служба, которая заботится о лесе?

И люди каких профессий там работают?

Дети с воспитателем рассматривают плакат “Как лесник заботится о лесе?»

В любом государстве есть служба, которая специально заботится о лесе — это лесничество. Лесники помогают деревьям, животным: подкармливают зверей в голодную пору, спасают детенышей, оставшихся без родителей, помогают спастись животным в весеннее половодье. Лесники расчищают завалы, удаляют сушняк, высаживают молодые деревца, охраняют лес от пожара.

Как вы думаете, с какими чертами характера должен быть человек, который работает лесником? (добрый, любящий природу, умный, смелый, отважный и т. д.)

Лес не только дает людям продукты питания и сырье для промышленности, но и обеспечивает Землю чистым воздухом и чистой водой. Не зря леса называют легкими планеты. От состояния леса зависит климат на всем земном шаре. Без растительности жизнь на Земле невозможна. Поэтому не только лесники, но и каждый человек должен беречь лес и заботиться о нем.

Воспитатель: Мы сегодня совершили такое необычное путешествие по лесу! Очень хочется поиграть со словами про лес и узнать ваше впечатление.

Дидактическая игра “Подбери эпитеты к слову лес”

цвет — багряный, белый, зеленый, желтый, пестрый, разноцветный, светлый, темный.

время года — весенний, летний, зимний, осенний.

Наша прогулка по лесу закончилась, пора вернуться в детский сад.

Чтобы нам очутиться в саду, закройте пожалуйста глаза, а я скажу

волшебные слова: раз, два — повернитесь и в саду вы очутитесь.

Включает запись “Голоса и смех детей в детском саду”.

У вас на столах есть листочки и карандаши. Нарисуйте одно любое правило него не следует делать в лесу. Мы потом сделаем из ваших рисунков книжку и подарим малышам, чтобы они тоже берегли наш лес.

— Не ломай ветки, не рви зря листья, травку.

— Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.

— Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

— Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

— В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

— Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

— Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

— Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. И по традиции, я вас всегда спрашиваю, что вам сегодня понравилось, что удивило, что узнали нового? С какими новыми словами мы сегодня познакомились?

Источник: maam.ru