Методическая разработка «Авторские загадки как средство обогащения словаря детей 5-го года жизни»
Марина Макарова
Методическая разработка «Авторские загадки как средство обогащения словаря детей 5-го года жизни»
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи, стремятся представить по описанию предмет или явление, чей словесный портрет имеется в загадках.
Дети 5-ого года жизни проявляют ярко выраженную реакцию на тексты загадок, интерес к словам, стремление неоднократно воспроизводить их. Они уже в состоянии не только слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, замечать присущие ей особенности, в частности, наличие в загадках таких средств лексической выразительности как эпитеты, сравнения, метафоры.
Научить детей воспринимать стихотворные загадки — значит научить понимать содержание текстов, чувствовать их художественную форму и эмоционально откликаться на произведение.
Главное назначение загадок состоит в том, что они представляют собой логическую задачу. От детей требуется умение рассуждать, доказывать. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.
Знакомство с загадками в дошкольном возрасте способствует воспитанию понимания лексического богатства художественных текстов. Это: метафоры, яркие эпитеты, сравнения, многозначные слова. Важно обращать на них внимание детей и объяснять их значение.
Загадками, проверенными временем, являются тексты поэтов и писателей: С. Маршака, Б. Заходера, К. Чуковского. Они четко ориентированы на возраст детей. Это — маленькие произведения искусства с увлекательной формой и глубоким содержанием, дающие детям возможность познакомиться с поэтическими фантазиями автора и расширить их словарный запас.
Например, загадки С. Маршака. Они легкие для восприятия и запоминания, у них особенный язык. Это не просто вопросы-метафоры, а маленькие познавательные цельные стихи, которые, несомненно, нравятся каждому ребенку.
Несмотря на многочисленные исследования творчества С. Маршака, такой огромный пласт, как язык загадки, остался недостаточно неизученным.
Тематика загадок разная. В основном отгадками являются предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, это развивает не только ум, но и наблюдательность, внимание. Загадки С. Маршака высоко художественны, а написаны простым и доступным языком, понятным даже для очень маленьких детей.
«Как пошли четыре братца Под корытом кувыркаться, Понесли меня с тобой По дороге столбовой»
Через метафору (четыре братца — это колёса) автор использует олицетворение. В этой загадке один предмет угадывается через другой. Поэтому, если бы не было последней строчки, рисующей образ дороги, то отгадать загадываемый предмет было бы невозможно. «Столбовая дорога» ставит в загадке точку. Читатель теперь видит движущийся по дороге предмет на четырёх колёсах. Это может быть тележка, телега, машина. С помощью слова созданы яркие образы, которые пробуждают воображение, появляется свой читательский образ.
В загадках С. Маршака оригинально то, что угадываемые предметы чаще всего берутся из бытовой жизни людей (очки, молоток, утюг, пила, печка, телега, отражаются только самые существенные их признаки.
С. Маршак удачно пользуется звукоподражанием, которое помогает отгадать загадку:
«За стеклянной дверцей Бьётся чьё-то сердце, Тихо так, тихо так».
В названной загадке употребляется описание действия предмета и представление его как живого существа. Сегодня внешний облик часов изменился, а вот «биение их сердца» осталось тем же: один удар в секунду. Часы тикают ритмично. Если бы не было звукоподражания в действии, трудно было бы загадку отгадать.
Иногда поэт описывает вещь непривычным образом, хотя и сохраняет принцип — давать только существенные ее признаки. Вот описание водопровода в загадке:
«Речка спятила с ума По домам пошла сама!»
Особенность языка этой загадки состоит в том, что с помощью слов «спятила, пошла» речка оживляется, это называется олицетворением. В загадке автор употребляет просторечное слово «спятила», но оно как грубое, нелитературное не воспринимается. Оно содержит юмор, передает остроту восприятия, переключает наше внимание на необычность речки.
Интерес у детей вызывает загадка про карандаш: «В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И намного-много лет Оставляет чёрный след».
В этой загадке использовано олицетворение «мчится конь мой одноногий». Отгадать зашифрованный в загадке предмет помогает эпитет «снежном» и метафоры «поле», «дороге». «Конь одноногий» — это карандаш, оставляющий черный след.
Загадка про дождь строится на противопоставлении, в ней есть антонимы «идёт — не иду», «я — он»: «Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт».
В загадке о спичках по первым четырем строчкам нельзя понять, о чем идет речь. А дальше после метафор вдруг подсказка — «чиркнут», «загорится». Это могут только спички.
«Из темницы сто сестёр Выпускают на простор, Осторожно их берут, Головой о стенку трут, Чиркнут ловко раз и два — Загорится голова».
Таким образом, загадки С. Маршака удивительны по содержанию, их особенность заключается и в образном языке, богатом метафорами, сравнениями, эпитетами, противопоставлением. Кроме того, важную роль в языковой особенности загадок С. Маршака играет ритм, который создается двусложным размером стиха.
Загадки Б. Заходера хоть и воспринимаются, как цельные произведения, являются всего лишь вырезками из его стихов, а поскольку стихи эти в большей степени посвящались живым существам, ответами на загадки автора тоже чаще всего выступают именно животные: экзотические, домашние, дикие.
*«Решётка на нём нарисована чётко. И очень к лицу людоеду решётка!» (тигр) *«Он дик и злобен, Но зато вполне съедобен. Есть достоинства свои Даже у такой свиньи!» (кабан)
Все загадки Б. Заходера остроумные, озорные, легкие и интересные, хорошо знакомые тем детям, которым посчастливилось прочесть хотя бы несколько произведений автора.
Загадки Бориса Владимировича воспринимаются как цельные стихи-вопросы, ответы на которые, если внимательно слушать содержание и подключить воображение, более чем очевидны.
*«Нахмурилось небо Наверно, не в духе!. Летают, летают белые мухи. И носятся слухи, Что белые мухи, Не только летают, Но даже — не тают! (снег)
Персонажи-разгадки у Заходера всегда очень яркие, со своими индивидуальными повадками и характером, которые описаны выразительными и точными словами.
Одним из первых великих писателей, пишущих поэтические сказки и загадки для детей, был Корней Иванович Чуковский. Многие исследователи отмечают такую особенность произведений К. Чуковского, как детскую поэтичность. В возрасте 4-5 лет дети любят проговаривать стихи, пританцовывать, напевать. В этом – еще одна из притягательных особенностей поэзии К. Чуковского.
Поэтические произведения К. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми оперирует ребенок. Ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Например, много образной лексики в загадках про подъёмный кран, пилу, иголку.
*«Я — великан, Вон ту громадную, многопудовую плиту Я словно плитку шоколадную Вмиг поднимаю в высоту» (подъемный кран)
*«Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая, —
Я стальная и злая, и очень зубастая» (пила)
*«Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну» (иголка)
Огромно познавательно-речевое и эстетическое значение загадок К. Чуковского. Они расширяют знания ребенка об окружающем мире, обогащают словарь названиями предметов и явлений, их признаков и действий, влияют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Поэзия К. Чуковского сопровождает ребенка с первых лет его жизни и выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Для маленьких читателей загадки поэта — это красивая словесная мелодика, звучащий радостный стих. Например, шуточные загадки:
*«Шел Кондрат в Ленинград…»
*«Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка…»
*«Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью этим зверям отдаю» (рот и зубы)
Выразительные, яркие, динамичные, загадки К. Чуковского завораживают детей, он играет с малышами, превращая знакомство с текстами в забавную игру. Дети с удовольствием слушают загадки, размышляют, анализируют, приходят к правильным выводам, знакомятся при этом с новыми интересными словами. Язык красив и прост, напоминает детскую речь, детские считалки.
В целом все особенности поэтики загадок К. И. Чуковского способствуют тому, чтобы в лёгкой, игровой манере рассказать ребёнку о серьёзных и сложных вещах.
Из современных авторов загадок следует назвать В. Хесина, Ю. Кушака, А. Черномырдину, А. Парошина, В. Борисова, Н. Иванову, О. Хилик.
Например, загадки Анны Черномырдиной (Алмазовой) — маленькие, отлично срифмованные произведения для детей, в которых чувствуется любовь и доброта. *«Кто умеет умываться
Без водички — языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком?» (котенок)
*«Головастый, тонконогий, И пока ещё безрогий,
Он пасётся на лугу
И зовёт он маму — «Мууу!» (телёнок) * «Лежит на солнце, греется,
Лежит и не шевелится,
Красивая, блестящая,
Живая, настоящая.
Но если нам за хвост схватить
Зеленую красавицу,
То все равно она сбежит,
А хвост в руке останется!» (ящерица)
Авторские загадки на 5-ом году жизни детям более доступны. В отличие от народных в них практически не встречается устаревших слов, чаще всего они имеют стихотворную форму, поэтому отгадывать их гораздо проще и знакомить детей с ними следует как можно раньше. Они позволяют почувствовать красоту родного языка, вызывают у детей желание использовать средства лексической выразительности в своей речи.
Таким образом, загадки К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, а также современных авторов являются важным источником расширения кругозора детей, обогащения их словарного запаса и развития поэтического восприятия художественных текстов. Авторские стихотворные загадки приучают детей внимательно относиться к слову, вызывают интерес к образным характеристикам, помогают запоминать их, употреблять в своей речи и в дальнейшем самим создавать точный, яркий образ.
Источник: