«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Ряховская Ольга
«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:

— связные высказывания короткие;

— отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

— состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

— уровень информативности очень низкий.

Работая с детьми, я заметила, что дети активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной; который я апробировала в своей практической деятельности.

Что же такое моделирование?

«Моделирование» — исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«Модель» — это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.

«Наглядное моделирование» — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

В чем особенность и значение моделирования?

Преимущества метода моделирования.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания

А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

Сущность метода моделирования.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Реклама 14

Требования к модели:

— Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

— Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

— Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

— Облегчать познание.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

Этапы работы с моделью:

1. Использование готового символа или модели.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

— пересказ;

— составление рассказов по картине;

— описательный рассказ;

— творческий рассказ.

Закономерности формирования моделирования у дошкольников:

— Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.

— Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.

— Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.

— Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.

— Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.

Результаты работы по использованию методики показали, что дети к концу подготовительной группы составляют развёрнутые рассказы, пересказывают литературные произведения, сочиняют собственные, хорошо усваивают построение грамматических конструкций, понимают значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Источник: maam.ru