Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики»

Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики»

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи дошкольников»

Слайд 2

Цель:

Создание условий для расширения знаний воспитателей дошкольного образования в вопросах использования занимательных игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук для развития речи дошкольников.

Слайд 3

Задачи:

Показать важность работы по развитию мелкой моторики для развития речи детей дошкольного возраста.

Систематизировать знания педагогов по использованию игр и упражнений по развитию мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

Апробировать с педагогами некоторые игры и упражнения по развитию мелкой моторики.

Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Материал:

презентация, крышки, планшет-лист «Пальчиковые шаги», раскраска «Зонтик», цветные карандаши, мелкие игрушки из театра «Сказки на ладошке», фигурки пальчикового театра, раздаточный материал для педагогов.

Ход мастер-класса:

Слайд 4

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Другими словами – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. В мелкой моторике работают мелкие мышцы пальцев рук.

Слайд 5

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в народе так много пословиц и поговорок, связанных с руками. Предлагаю вам вспомнить их.

Слайд 6, 7

Игра «Назови пословицу или поговорку».

Я спрашиваю, вы отвечаете.

Как говорят о человеке все умеющем? «Мастер на все руки»

Как говорят об умелых руках? «Золотые руки»

Как говорят, когда просят сказать что-то честно? «Положа руку на сердце»

Как говорят, когда хотят поддержать кого-либо? «Обеими руками «за».

Как говорят, когда человек делает все по-своему? «Своя рука – владыка».

Как говорят, когда хотят подчеркнуть, что кто-то пользуется в своих корыстных целях результатами чужого труда? «Чужими руками жар загребать».

Как говорят о человеке, который не может что-то сделать? «Руки растут не оттуда»

Как говорят, когда быстро проходит недуг? «Как рукой сняло»

Как говорят, когда объект находится близко? «До дома рукой подать»

Как говорят о человеке, который любит словами решать чужие проблемы, давать советы? «Чужую беду руками разведу»

Как говорят, когда человек отказывается присушиваться к здравому смыслу? «Руки опускаются»

Слайд 8

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе с играми по развитию мелкой моторики.

Предлагаю Вашему вниманию методы и приемы развития мелкой моторики рук ребенка, которые можно использовать для развития речи, как на занятиях, так и в свободной деятельности в течение дня. В зависимости от образовательной области, структуры, занимательные игры и упражнения, включались в разные части занятий.

Слайд 9

Общие правила использования игр и упражнений:

• Знание воспитателем текста игры и упражнения, действий;

• Подготовка необходимого материала для игр и упражнений;

• Проговаривание текста вместе с детьми;

• Четкое и правильное выполнение воспитателем и детьми всех действий;

• Сохранение правильной осанки при выполнении игр и упражнений.

Слайд 10

В начало занятия с целью:

создания положительного эмоционального фона занятия, снятия напряжения, заинтересовать детей, подготовить к предстоящей деятельности.

Слайд 11

• Упражнения на координацию пальцев рук «Зарядка для пальчиков»

Например:

У нас есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо мальчиков.

Будут будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо пальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

Слайд 12

• Игры с крышками «Пальчиковые шаги»

Материал: крышки по 2 шт., индивидуальный планшет-лист.

Воспитатель читает стихотворение «Летний дождик», дети могут проговаривать текст вместе с ним.

По небу облако тихо плывет.

Из этого облака дождик идет.

От дождика прячется вся детвора,

Под зонтик бегут посредине двора.

Ребенок выполняет движения пальцев с пробками по нарисованные на планшет-листе кругам — «шагают» к зонтику большим и указательным пальцами, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем.

Слайд 13

Такого рода игры я взяла в книге Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги».

Слайд 14

• Пальчиковый самомассаж в сочетании со стихотворным текстом.

Воспитатель вместе с детьми произносят слова. Дети выполняют самомассаж по показу воспитателя.

«Репка» — потягивание за кончики пальцев, вытягивание пальцев за ногтевые фаланги):

Тянут — тянут (мизинец) бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний) большую репку, (указательный)

Вот пришла бы (большой) наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный) собака Жучка (средний)

— Где же кошка? (безымянный) Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, вытянута репка!

(одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Слайд 15

В ход занятия:

Цели использования игр и упражнений в этой части занятия разные.

В качестве физкультминуток использую:

Слайд 16

• Пальчиковые игры (часто использую пальчиковые игры Екатерины Железновой с музыкальным сопровождением)

Слайд 17

• Логоритмические игры

Слайд 18

Для реализации обучающей и развивающей задач занятия, развития творческих способностей, с целью закрепления навыков и умений детей использую:

Слайд 19, 20

Пальчиковые игры «Театр в руке» с литературным сопровождением

Материал: картинка, карточка с положением рук.

Воспитатель показывает картинку и карточку с положением рук. Воспитатель читает текст вместе с детьми, одновременно выполняют движения руками в соответствии с карточкой.

Слайд 21

Такие игры можно найти в книге В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».

Слайд 22

Пластические этюды с эмоциональным сюжетом

Материал: карточки с положением рук.

Слайд 23

Этюды можно найти в книге Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».

Слайд 24

Игра «Читаем по картинкам».

Материал: картинка с текстом «Волчонок и зонтик» (текст в соответствии с темой занятия).

Воспитатель показывает картинку с текстом, «читает» текст и показывает на иллюстрацию на месте нужного слова. Ребенок добавляет подходящее слово и изображает его руками.

В конце игры вопрос: Как зонтик защищал щенка? (ответить с помощью рук)

Слайд 25

Задание: Раскрась зонтик.

Слайд 26

Пальчиковые загадки

Материал: карточка с положением рук.

Игры в «Театральной гостиной»:

Способ организации детей — подгрупповой, индивидуальный. Использовались и другие формы объединения детей в зависимости от целей, видов заданий (пары, малые группы).

Слайд 27

• «Театр на ладошке» — придумывание (пересказ) коротких рассказов (сказок) в сопровождении действий с мелкими игрушками.

• «Театр на кончиках пальцев» — рассказывание «Пальчиковых сказок» в стихах по мотивам народных и авторских сказок.

Слайд 28

Материал: карточки с положением пальцев рук.

Перед началом игры воспитатель знакомит детей с положениями пальцев рук, которые необходимы для данного текста, по карточкам. Затем вместе с детьми читают сказку в стихах с показом движений пальцев.

Слайд 29

«Рукавичка»

На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки».,

Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики».)

Дома стал ее смотреть — («Колечки»)

Не нашел на месте («Веер».)

И отправился искать («Колечки».)

В лес с собакой вместе. («Кулачки».)

А в лесу в той рукавице («Колечки».)

Звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей,

Заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки».)

В лес собака прибежала («Колечки».,

Всех зверей перепугала, («Лучики».)

Рукавицу подняла («Колечки».,

Деду в руки отдана. («Здравствуй».)

Слайд 30

• Разыгрывание диалогов или стихотворных текстов с диалогами с использованием фигурок пальчикового театра.

(сначала дети разыгрывают авторские диалоги, затем придумывают свои диалоги)

Слайд 31

КИСОНЬКА — МУРЫСОНЬКА

Кисонька — мурысонька, ты где была?

На мельнице.

Кисонька — мурысонька, что там делала?

Муку молола.

Кисонька — мурысонька, что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька — мурысонька, с кем прянички ела?

Одна.

Не ешь одна, не ешь одна.

Релаксация.

Какие игры и упражнения Вам понравились?

Какие из предложенных игр и упражнений вы будите использовать в своей педагогической деятельности?

Раздача печатного материала педагогам дошкольного учреждения.

Источник: maam.ru