Лэпбук Шукаевой Гиляны Михайловны «Овощной переполох»

Гиляна Шукаева
Лэпбук Шукаевой Гиляны Михайловны «Овощной переполох»

Автор: Шукаева Гиляна Михайловна.

Место работы и должность: МКДОУ Центр развития ребёнка-Д/с №31 «Алтн Булг», учитель- логопед.

Описание материала: Лэпбук (интерактивная папка) «Овощи- фрукты» предназначен воспитателям детских садов для использования в работе с детьми 3-6 лет.

Цель: развитие мыслительной и речевой активности, создание условий для развития памяти, речи, мышления, внимания, мелкой моторики рук. Формирование представлений детей о фруктах и овощах.

Задачи:

— учить различать их по внешнему виду, где растут, закрепить их названия;

— выделять существенные признаки;

— расширять предметный, глагольный словарь, словарь признаков по предметным картинкам;

— учить детей описанию по сюжетным картинкам.

Интеграция образовательных областей: Речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, познание.

Материалы и оборудование: карточки овощей и фруктов, подборка карточек со стихами и загадками, карточки с рисунками двух кастрюль, карточки для игры «Вершки-корешки», карточки разрезные (пазлы, карточки-раскраски, кроссворды по теме, мнемотаблицы, схемы предложений.

Виды деятельности: беседы, рассказы логопеда и детей (мнемотаблица, дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность (рисунки, раскраска и штриховка готовых форм, использование трафаретов, составление с детьми рассказов и сказок, схем предложений и слов.

Варианты использования лэпбука:

Дидактические игры и упражнения:

1. «Собери урожай», «Четвёртый лишний». (даются 4 карточки, на 3 овощи (фрукты, на 1 –фрукт (овощ). Цель- развитие логического мышления.

2. «Вершки-корешки» (дети соотносят картинки вершков и корешков. Называют, какая часть используется для еды. Цель: формировать знания, что у одних овощей мы используем для еды верхнюю часть растения, у других нижнюю.

3. «Заготовим овощи на зиму». (дается картонная заготовка в виде банки, на одной нарисован фрукт, на второй овощ. Распределить карточки.) Цель: закреплять знания об овощах, фруктах, классифицировать их.

4. «Назови, что это?» (предложить назвать овощи, фрукты.) Цель: использовать карточки, различать фрукты и овощи, развивать мышление.

5. «Скажи какой формы» (даются геометрические формы, дети соотносят карточки с овощами (фруктами) к формам.) Цель: соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

6. «Во саду ли, в огороде» (даются две карточки- сад и огород, дети соотносят карточки). Цель: формировать знания о понятии сад – огород и месте произрастания овощей и фруктов.

7. «Чего нет?», «Какая начинка» (предлагаем разложить карточки с овощами и сказать, какие продукты из них получатся.) Цель: закрепить умение образовывать слова от существительных. Морковь-морковный и т. д.

8. «Фруктовый сок» (даются карточки графина, на котором картинки с изображением овощей и фруктов. Ребенку дается задание: сказать, какой сок получится. Свекла-свекольный и т. д.)

9. «Расскажи об овоще, фрукте» (использование мнемотаблиц)

10. «Пазлы» Цель: формировать представления о целостном образе, действовать путем прикладывания, развивать усидчивость, настойчивость, в выполнении поставленной задачи.

11. Загадки, стихи, рассказы и чистоговорки. Цель: развивать логическое мышление, закреплять характерные особенности овощей, фруктов, закреплять произношение звуков.

12. «Составь предложения» (схема). Предложить карточки овощей-фруктов. Деть составляют предложения из 2-3-4 слов, выкладывают или рисуют схему предложения. Цель: составлять предложения, анализировать, делать схему.

13. «Противоположности» (дети находят различия в форме, цвете, вкусе, использовании. Цель: находить различия в овощах, фруктах.

14. «Чего не стало» (предлагаются несколько карточек, дети рассматривают их, запоминают, затем говорят, какой карточки не стало. Цель-развивать зрительную память.

15. «Заготовки на зиму». Цель: классифицировать овощи, фрукты.

16. Ребусы, лабиринты, головоломки, кроссворды. Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о овощах и фруктах.

Дополнительные виды упражнений:

-называние, описание, сравнение овощей;

-отгадывание загадок;

-образование относительных прилагательных (икра из кабачков-кабачковая икра,

-согласование существительных с числительным (1 тыква, 2 тыквы, 5 тыкв,

-развитие связной речи на основе языкового анализа (построение предложений по многофигурной сюжетной картине);

-развитие мелкой моторики рук;

-образование уменьшительно-ласкательных слов;

-деление слова на слоги;

-нахождение заданного звука в слове;

-чтение сказок, стихотворений, рассказов по теме, обсуждение прочитанного.

Источник: maam.ru