Краткосрочный проект «Загадки маленького зеркала» для подготовительной группы детского сада

Наталья Шляхтина
Краткосрочный проект «Загадки маленького зеркала» для подготовительной группы детского сада

Тип проекта: Естественно-научный, краткосрочный, 30 дней.

Состав проектной группы:

Руководители проекта-воспитатели:,

Шляхтина Наталья Викторовна,

Засядкова Наталья Геннадьевна.

Дети подготовительной группы

МБДОУ №28.

Проблема: Существуют ли волшебные зеркала? Имеет ли зеркало волшебную силу?

Цель проведения проекта: Узнать, что такое зеркало, раскрыть интересные факты его возникновения. Доказать, что волшебное зеркало-это фантазия и выдумка, или зеркало не имеет волшебной силы.

Задачи: 1. Познакомить детей через цикл познавательных знаний с историей возникновения и изготовления зеркал.

2. Изучить информационные источники по теме.

3. В ходе практических опытов определить свойства зеркал.

4. Выяснить область применения зеркал.

5. Усвоить навыки работы с зеркалами.

Актуальность:

Все знакомы с таким простым предметом, как зеркало. Оно есть сейчас в каждом доме. Вряд ли кто с этим поспорит! Но мало кто из детей знает, откуда оно взялось. Все чудеса в сказках происходят при помощи зеркал. Зеркало всегда казалось людям волшебным и загадочным. Именно поэтому мы и решили разобраться и рассказать окружающим об этом маленьком чуде-зеркале.

Данный проект поддерживает склонность детей к исследованиям, желание самостоятельно искать истину, проводить многосторонний анализ о свойствах зеркала.

Методы исследования:

-изучение теоретического материала

-беседы

-обобщение

-опытническая деятельность

-выводы

Этапы работы:

1. Просмотр мультфильмов, в которых есть акцент сходства отражения с зеркалом.

2. Совместное открытие нового.

3. Чтение познавательной литературы, интернет-ресурсы о зеркале.

4. Изучение материалов «Зеркало в народной мудрости и художественной литературе.

5. Проведение опытов и эксперементов с использованием зеркал.

6. Наблюдение и изучение использования и применения зеркал.

7. Выводы.

8. Заключение.

1 этап. На этом этапе дети смотрели мультфильмы «Крошка енот» и «Винни-Пух». Беседовали об отражении в воде, рассматривали слайды. Обратили внимание на сходство отражения в зеркале.

2 этап. Дети провели опыт совместно со взрослым, получили первое открытие на собственном опыте: почему видно отражение в воде? И как его сохранить? Нарастало предположение о зеркале.

3 этап. Изучая информационные и литературные источники собрали : коллекцию зеркал.

-с родителями книжка-папка «Какие бывают зеркала»

-Альбом «Зеркала в дизайне помещений»

-совместно с родителями книжки-малышки «Загадки и стихи о зеркале»

— составили «ленту времени»

— картотеку игр с зеркалами «Солнечные зайчики»

4 этап. Дети изучали какие волшебные и загадочные свойства приписывали зеркалам через чтение и просмотр фильмов и мультиков:

«Аленький цветочек» обр. Афанасьева,

«Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев,

«Снежная Королева» Г. Х. Андерсен,

«Алиса в стране чудес» Льюис Кэролл,

«Мифы и легенды Древней Греции» (миф о Персее и медузе Горгоне, об Архимиде, спасшем Сиракузы).

Узнали народные пословицы, приметы, суеверия о зеркале.

5 этап. Чтобы узнать таинственные св-ва зеркал провели опыты и эксперементы: «Зеркало-фокусник».

1 опыт «Зеркальное письмо»

2 опыт «Многократное отражение»

3 опыт «Целое из половинки», «Оживи предмет»

4 опыт «Вы умеете видеть спиной»

5 Самостоятельно изготовили зеркало.

6 Проводили «Зеркальную разминку»

6 этап. Создали альбом «Зеркала вокруг нас».

7 этап. Зеркало создано из стекла и серебра и ничего мистического и волшебного в этих компонентах нет. В художественных произведениях имеет место фантазия и выдумка. Зеркало отражает все то, что находится перед ним, но не совсем точно, а меняя право на лево и может многократно отражать предметы, а значит не имеет волшебной силы. Но каждый человек может использовать его свойства.

8 этап. Использование результатов. Заключение. Изготовили лэпбук «Зеркальная игротека», чтобы каждый ребенок мог самостоятельно рассматривать и изучать эту тему. Дети чаще стали проводить разминки, обыгрывать сказки, но больше всего увлеклись поисками новых опытов и игр с зерками.

Текст к презентации «Загадки мапенького зеркала.»

Однажды мы решили посекретничать и я рассказала подружке о своей мечте-волшебной палочке, которая исполняет желания, или о волшебном зеркале, которое разговаривает и в нём можно увидеть будущее.

А может быть и правда у зеркала есть волшебные свойства? Нам стало интересно. И мы решили провести своё расследование:

Но сначала мы обратились за помощью к взрослым, заглянули в интернет побывали в библиотеке, посмотрели фильмы-сказки и мультфильмы.

Самое интересное мы собрали и получилась «Зеркальная-книга-игротека».

Зеркало, оказывается, имеет свою многовековую историю. В переводе означает «Размышлять». Впервые человек увидел своё отражение в воде.

Как Крошка Енот в пруду или ослик Иа. А я могу увидеть своё отражение в воде. Вот у меня тоже вода в тазике, но я не вижу в ней своё отражение. Почему?

Потому что на дне реки песок, ил, поэтому дно тёмное. А у нас вода прозрачная.

А как сделать так, чтобы увидеть своё отражение?

Посуду с водой нужно ставить на тёмную бумагу, чтобы дно стало тёмным. Тогда отражение станет чётким.

Возможно вода и стала первым зеркалом для человечества! И человек задумался, как же сделать переносное зеркало? И поэтому однажды человек нашёл кусок металла.

Долго он полировал металл,

Сам себя там увидел

И предмет он

Зеркалом назвал.

Правда оно было совсем не таким, каким пользуемся мы. Это небольшой кусочек из бронзы (такой металл). Одна сторона очень гладкая. Если в него всмотреться, то можно увидеть себя. Это было первое зеркало и придумали его египтяне.

Зеркало, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня, придумали стеклоделы в древней Венеции. Это именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла: олово или серебро.

Давайте представим, что мы мастера и сейчас мы попробуем сделать зеркало.

Берём стекло, держим его на свет.

Мы себя видим? Нет. Почему?

Правильно, потому что стекло прозрачное.

А что надо сделать?

Наложить что-нибудь тёмное, чтобы исследовать прозрачность.

Возьмём черный картон и приложим его к стеклу. Стекло- вещь хрупкая, легко бьющаяся. Поэтому мы должны обращаться со стеклом осторожно!

Вот мы и придумали зеркало!

Изготовление зеркал было долгим и сложным. Но зеркала получились изумительные- они сверкали, отражая блеск свечей. Люди могли видеть в них себя во весь рост. Когда нашли способ изготовления настоящего зеркала, очень долго хранили его в секрете. Мастера жили рядом с дворцами богатых людей, которые платили им за труд большие деньги дворцы и замки богатых людей. Зеркала стоили очень дорого и служили символом богатства и достатка.

В России зеркальные стекла появились при царе Петре1 и делали их такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.

Мы узнали как делают зеркала:

-Варят стекло из кварцевого стекла в специальной печи.

-Выравнивают стекло катком, полируют его.

-В наше время полировку и шлифовку стекла доверяют машинам.

Мы составили «ленту времени», в которой хорошо видно, как появились зеркала, как они менялись и какими становились. Так мы узнали историю появления зеркал.

В старину люди верили, что зеркало имеет загадочную силу.

Народная мудрость к зеркалу всегда относилось со вниманием и осторожностью.

— Русская пословица: сколько зеркало не протирай, лучше не отразит.

— Грузинская: Сосед — соседу зеркалом служит.

— Таджикская: В зеркале каждый видит себя.

— Китайская: Не сердись на зеркало, коли сам с изьяном.

— Суеверия: Зеркало разбить — к худу.

— Приметы: Ребёнку нельзя показывать зеркало, чтоб не был пуглив.

В древности войны обязательно брали с собой в походы зеркала, как, талисманы, они верили, что зеркала отражают смерть.

Существуют убеждения, что зеркало способно привлечь к вам удачу.

Зеркала следует чаще протирать и мыть, иначе они могут послужить источником споров и скандалов.

Нельзя вешать зеркало напротив дверей и окон. В этом случае энергия добра не сможет задержаться у вас в доме и просто улетучится на улицу, захватив с собой ваш успех.

Мы понимаем, что волшебство в сказках — обычное дело! А чтобы узнать реальные свойства зеркала можно провести опыты и эксперименты.

Опыт 1 «Зеркальное письмо».

У каждого из нас есть секреты, и нам не хочется, чтобы их кто-то узнал. Для этого можно придумать своё письмо- секретный шифр. Поможет нам в этом обычное зеркало. Зеркало отражает всё, что находится перед ним. Но только не совсем точно, а меняя право на лево и наоборот.

Опыт 2: А вы знаете, что зеркало может быть фокусником?

У вас на подносе лежат картинки с изображением половинки насекомого (бабочки, жуки, мухи, пчелы). Попробуйте с помощью зеркала сделать изображение целым. Получилось? Как мы это сделали? Поставим зеркало вертикально к половинке картинки, и получилась целая. А теперь слегка покачайте зеркалом и ваше насекомое полетит.

Опыт 3: «Многократное отражение».

Для этого опыта мы взяли два зеркало и склеили их с обратной стороны скотчем. Поставили зеркала прямо, перед ними поставили игрушку. Игрушка отразилась один раз. Потом мы постепенно поворачивали зеркала друг к другу. Чем ближе были зеркала, тем большее количество раз отражалась игрушка. Вывод: зеркало может однократно отражать предметы.

Опыт 4 : Вы умеете видеть спиной?

Становитесь спиной к нам. Попробуйте, не поворачивая головы, с помощью зеркала увидеть нас. Для этого нужно зеркало отвести немного в сторону и смотреть в него.

— Все нас видят?

— Тогда называйте то, что я буду показывать (предметы).

В результате нашего исследования мы можем смело утверждать:

— Зеркало создано из стекла и серебра и ничего волшебного в этих компонентах нет. В художественных произведения х- фантазия и выдумка.

— Зеркало отражает всё то, что находится перед ним, но не совсем точно, а меняя право на лево. У него есть свойство многократно отражать предметы, а значит не имеет волшебной силы. Без зеркала прожить можно, но трудно. Оно очень крепко вошло в нашу жизнь. Но каждый человек может использовать его свойства по-своему!

Источник: maam.ru