Краткосрочный проект «С. Я. Маршак и дети»
Ркоян Анастасия
Краткосрочный проект «С. Я. Маршак и дети»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА №43 «РОДНИЧОК»
Краткосрочный проект
«С. Я. Маршак и дети»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Ркоян Анастасия Борисовна
Химки 2018
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
— Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
— Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
— «Багаж»,
— «Сказка о глупом мышонке»
— «Сказка об умном мышонке»
— «Где обедал воробей?»
— «Вот какой рассеянный»
— «Радуга-дуга»
— «Ванька-встанька»
— «Круглый год»
— «Детки в клетке»
— «Мяч»
— «Веселый счет»
— «Усатый полосатый»
— «Пудель»
— загадки
— Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
— Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
— Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
— Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
— Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
— Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – 2 недели
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
— Библиотека произведений С. Я. Маршака.
— Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
— Театрализованная игра для детей средней группы.
— Подбор фонотеки, видеотеки произведений.
2. Активное участие родителей в реализации проекта.
3. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
4. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
5. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
6. Приобщение детей совместно с родителями к посещению библиотеки.
7. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
8. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
9. Популяризация семейного чтения.
Участники проекта:
— дети средней группы
— воспитатели
— родители воспитанников
Тип проекта: Творческий
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности:
— Познавательно-речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
— Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет».
Формирование целостной картины мира
— Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака;
— Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год».
Формирование интереса и потребности в чтении
— Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
— Загадки и викторина по произведениям С. Я. Маршака.
Развитие всех компонентов устной речи
— Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке», «Круглый год», «Сказка о глупом мышонке».
— Художественно-эстетическое развитие
— Рисование по произведению «Детки в клетке», «Мяч»;
— Аппликация «Пудель».
— Лепка (пластилинография) «Усатый полосатый».
— Конструирование «Вокзал».
— Слушание музыки.
— Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
— Инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке».
— Д/и «Где обедал воробей?»
— Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал».
Трудовая деятельность
— Организованная деятельность в книжном уголке;
— Подбор книг по теме «С. Я. Маршак».
— Сотрудничество с родителями
— изготовление иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;
— домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
— изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми.
-изготовление книжек-малышек «Кошкин дом», «Детки в клетке».
Ресурсное обеспечение проекта:
— сотрудничество с семьями воспитанников;
Подведение итогов:
— проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.
— выставка творческих работ, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.
Мероприятия проекта
I. Подготовительный этап
1 Работа с детьми:
– подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.
аннотация произведений.
2 Работа с родителями:
– консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме».
информационный стенд (список литературы по возрасту).
II. Формирующий этап
1 Работа с детьми:
— чтение произведений писателя;
— рассматривание иллюстраций;
— заучивание стихов;
— рисунки детей;
— инсценировка по произведениям;
— изготовление поделок;
-вечер, посвященный творчеству писателя.
оформление выставки «Любимые герои из произведений С. Я. Маршака».
2 Работа с родителями:
— участие родителей в проведении мероприятий;
— практическая деятельность совестно с детьми.
— участие в конкурсах.
— практическая деятельность совместно с детьми.
— изготовление книжек-малышек.
— изготовление поделок.
III. Итоговый этап
1 Работа с педагогами:
– выступление на педсовете по итогам работы.
2 Работа с детьми:
— рисунки детей.
— проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.
Практическая значимость:
— обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;
— развитие артистических способностей детей;
— развитие умения отгадывать загадки;
— воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака.
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч».
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
— воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
— знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
— укрепление детско-родительских отношений
— продолжение деятельности «Чтение с мамой»
— в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Список литературы:
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. — М. :
Художественная литература, 1968. — С. 5-15.
2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…»: [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2007. — № 9. — С. 4 — 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…»: [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. — 2007. — № 8. — С. 11 — 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. — 2002. — № 10. — С. 42 — 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. — 1996. — № 9. — С. 7.
6. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. — 2001. — № 9. — С. 70 — 72.
7. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. — 2000. — № 3. — С. 18 — 19.
8. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. — М. : Детгиз, 1957. — С. 95 — 129.
9. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 6. — С. 101 — 104.
10. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 5. — С. 133 — 136.
11. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. — С. 99 — 110.
Источник: