Краткосрочный проект «С. Я. Маршак и дети»

Ркоян Анастасия
Краткосрочный проект «С. Я. Маршак и дети»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА №43 «РОДНИЧОК»

Краткосрочный проект

«С. Я. Маршак и дети»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Ркоян Анастасия Борисовна

Химки 2018

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

— Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

— Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

— «Багаж»,

— «Сказка о глупом мышонке»

— «Сказка об умном мышонке»

— «Где обедал воробей?»

— «Вот какой рассеянный»

— «Радуга-дуга»

— «Ванька-встанька»

— «Круглый год»

— «Детки в клетке»

— «Мяч»

— «Веселый счет»

— «Усатый полосатый»

— «Пудель»

— загадки

— Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.

— Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

— Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.

— Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

— Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.

— Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Длительность – 2 недели

Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

— Библиотека произведений С. Я. Маршака.

— Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака.

— Театрализованная игра для детей средней группы.

— Подбор фонотеки, видеотеки произведений.

2. Активное участие родителей в реализации проекта.

3. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

4. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

5. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

6. Приобщение детей совместно с родителями к посещению библиотеки.

7. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

8. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

9. Популяризация семейного чтения.

Участники проекта:

— дети средней группы

— воспитатели

— родители воспитанников

Тип проекта: Творческий

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Краткосрочный

Виды детской деятельности:

— Познавательно-речевое развитие

Формирование элементарных математических представлений

— Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет».

Формирование целостной картины мира

— Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака;

— Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год».

Формирование интереса и потребности в чтении

— Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.

— Загадки и викторина по произведениям С. Я. Маршака.

Развитие всех компонентов устной речи

— Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке», «Круглый год», «Сказка о глупом мышонке».

— Художественно-эстетическое развитие

— Рисование по произведению «Детки в клетке», «Мяч»;

— Аппликация «Пудель».

— Лепка (пластилинография) «Усатый полосатый».

— Конструирование «Вокзал».

— Слушание музыки.

— Социально-личностное развитие

Игровая деятельность

— Инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке».

— Д/и «Где обедал воробей?»

— Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал».

Трудовая деятельность

— Организованная деятельность в книжном уголке;

— Подбор книг по теме «С. Я. Маршак».

— Сотрудничество с родителями

— изготовление иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;

— домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;

— изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми.

-изготовление книжек-малышек «Кошкин дом», «Детки в клетке».

Ресурсное обеспечение проекта:

— сотрудничество с семьями воспитанников;

Подведение итогов:

— проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.

— выставка творческих работ, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.

Мероприятия проекта

I. Подготовительный этап

1 Работа с детьми:

– подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.

аннотация произведений.

2 Работа с родителями:

– консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме».

информационный стенд (список литературы по возрасту).

II. Формирующий этап

1 Работа с детьми:

— чтение произведений писателя;

— рассматривание иллюстраций;

— заучивание стихов;

— рисунки детей;

— инсценировка по произведениям;

— изготовление поделок;

-вечер, посвященный творчеству писателя.

оформление выставки «Любимые герои из произведений С. Я. Маршака».

2 Работа с родителями:

— участие родителей в проведении мероприятий;

— практическая деятельность совестно с детьми.

— участие в конкурсах.

— практическая деятельность совместно с детьми.

— изготовление книжек-малышек.

— изготовление поделок.

III. Итоговый этап

1 Работа с педагогами:

– выступление на педсовете по итогам работы.

2 Работа с детьми:

— рисунки детей.

— проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.

Практическая значимость:

— обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;

— развитие артистических способностей детей;

— развитие умения отгадывать загадки;

— воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака.

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч».

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака

Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Перспективы дальнейшей работы

Цель:

— воспитание любви к произведениям классиков советской литературы

Задачи:

— знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями

— укрепление детско-родительских отношений

— продолжение деятельности «Чтение с мамой»

— в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

Список литературы:

1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. — М. :

Художественная литература, 1968. — С. 5-15.

2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…»: [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2007. — № 9. — С. 4 — 8.

3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…»: [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. — 2007. — № 8. — С. 11 — 21.

4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. — 2002. — № 10. — С. 42 — 44.

5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. — 1996. — № 9. — С. 7.

6. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. — 2001. — № 9. — С. 70 — 72.

7. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. — 2000. — № 3. — С. 18 — 19.

8. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. — М. : Детгиз, 1957. — С. 95 — 129.

9. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 6. — С. 101 — 104.

10. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 5. — С. 133 — 136.

11. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. — С. 99 — 110.

Источник: maam.ru