Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе»

Ирина Риманова
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе»

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Ребенок уже ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как важной содержательной деятельности.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов, способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

В условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка – дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. — М., 2003.

2. Готовность к школе/ Под ред. И. В. Дубровинкой/ М. — 2005.

3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровинкой/ М. -2007.

4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М. ,2003.

5. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера/ М. -2008.

Источник: maam.ru