Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»

татьяна доронина
Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»

Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено НОД по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия искусства, окружающего мира и собственной самостоятельной деятельности.

В процессе свободной самостоятельной изодеятельности детей каждый ребенок вправе сам выбирать для себя вид художественного творчества и изменять его в ходе необходимости. Но это не значит, что педагог только наблюдает за детьми. Он не рядом, а вместе с детьми, он сам участвует в деятельности.

Все изобразительные материалы, имеющиеся в группе должны находиться в непосредственной доступности для всех детей, в распоряжении детей должно быть как можно больше самого разнообразного материала. И совсем не обязательно, чтобы материал был в наборах, одного формата и т. д. Чем разнообразнее размер, фактура, тем лучше. Так, например, бумага может быть в клетку, линейку, упаковочная, писчая, глянцевая, бархатистая, гофрированная, полукартон и т. д. Детям могут понадобиться кусочки ткани, коробки, мелкий бросовый материал т. п. Охотно дети используют 1/6 – 1/8 альбомного листа, с удовольствием создают миниатюры из маленьких кусочков глины, пластилина. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. Но такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства воспитателя.

Для того чтобы процесс был управляемым и развивающим, в сетке НОД необходимо указывать, в каком ритме и в каких сферах деятельности целесообразнее присутствовать педагогу. Кроме того, необходимо периодически демонстрировать детям новые интересные приемы работы с уже известными им материалами. Необходимость проведения этой работы вам подскажут сами дети. Как только вы заметите, что интерес к работе падает, вводите что-нибудь новенькое. Любое имеющееся у вас пособие по изобразительной деятельности с использованием разнообразных техник подскажет бесконечное множество идей. И в скорее вы убедитесь, что на какое-то время это станет одним из любимых увлечений ваших ребят.

Ежедневно просматривайте вместе с детьми все то, что удалось им сделать. Демонстрируйте при этом искреннюю заинтересованность и уважительное, деликатное и уважительное, отношение к детскому творчеству.

Положительно оценивайте инициативу ребенка независимо от полученного им результата. Поинтересуйтесь содержанием детского рисунка, поделки, назначением конструкции и т. п. в случае необходимости деликатно посоветуйте, как можно их усовершенствовать, выразите надежду видеть все это в окончательном варианте завтра или в ближайшие дни.

Вскоре вы заметите, что ваше заинтересованное отношение сотворило чудо! Все больше и больше детей станет по собственной инициативе вовлекаться в этот процесс, а значит, решена самая основная задача – у детей появился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности.

Для развития творческих способностей детей рекомендуется в каждой группе организацию зоны самостоятельной деятельности детей.

2-я младшая группа:

o Чистая бумага, фломастеры разной толщины и цвета, акварельные краски, карандаши, восковые мелки;

o Кисти, банки для воды, салфетки, клеенки на столы;

o Пластилин или глина, стеки для моделирования, полставки для работы.

Для средней группы зона изодеятельности аналогична описанной.

Старшая группа:

К уже описанному добавляются

o Линованная бумага в клетку и в линейку;

o Клей, цветная бумага, ножницы;

o Тетради для раскрашивания и с заданиями.

Эта зона рассчитана на 3-5 работающих одновременно детей с возможностью подключения взрослого.

В подготовительной к школе группе в этой зоне появляются новые разнообразные материалы:

o Пастель, цветное соленое тесто, пластическая масса для лепки;

o Трафареты, шаблоны с геометрическими фигурами, шариковые ручки;

o Сухие листья для коллажей;

o Альбомы по искусству;

Произведения искусства можно размещать на «полочке красоты», которую надо расположить на уровне глаз ребенка, т. е. низко, и сказать им, что это полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть рассмотреть их.

При подборе материала старайтесь чередовать виды искусства. Сначала покажите подлинные произведения народного, декоративно прикладного искусства (матрешки, глиняные игрушки, деревянные игрушки и предметы быта. После народных игрушек можно показать детям книги с иллюстрациями какого-нибудь художника, затем обратиться к репродукциям произведений живописи и т. д.

Работы воспитанников по самостоятельной изодеятельности и во время НОД необходимо размещать на выставках, демонстрировать для детей других групп и родителей. Обзор уголков творчества МБДОУ д/с «Солнышко» представлен в презентации «Наше творчество».

Для констатации исходного уровня развития, поквартального сопоставления анализов мониторинга продуктивной деятельности детей, позволяющие более полно фиксировать дальнейшее продвижение или отставание каждого ребенка, все полученные данные (результаты бесед с детьми, детские рисунки и лепка) должны храниться.

Важнейшим показателем эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребенок становиться веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и выражает желание продемонстрировать ее другим людям — значит, цель достигнута!

Источник: maam.ru