Консультация для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

Колпаченко Татьяна
Консультация для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

«Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают»

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии- социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей.

Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.

Итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Воспитание и образование невозможно без обращения к личности.

1. Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.

При личностно-ориентированном обучении во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в признании основной ценностью образования становление личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:

• оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;

• отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;

• опора на личностный смысл, на познавательные и социальные интересы каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.

2. Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.

Стиль общения взрослого с детьми меняется каждый год, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

1. Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так. Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Задача этого этапа- это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

2. Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3-ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3. Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего». Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что: вопрос вас заинтересовал;

вы знаете, где и как искать на него ответ;

и считаете важным всё-таки найти ответ.

4. Внеситуативно-личностный тип общения с детьми старшего дошкольного возраста необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями.

Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей.

Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели.

Для детей 4 лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа.

Начиная с 5 лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки, но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение — сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).

4. Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.

Чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей, которые представлены в следующей таблице:

Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель

Детство — этап подготовки к будущей жизни. Основная функция дошкольного учреждения — подготовка ребёнка к школе Детство — уникальный период в жизни человека, признание самоценности дошкольного детства.

Основная функция дошкольного учреждения — охрана жизни и здоровья ребёнка

Приоритет дошкольного образования- образовательная программа.

Задача — реализовать образовательную программу Приоритет дошкольного образования- взаимодействие педагога с детьми.

Задача — содействовать раскрытию потенциальных возможностей развития личности.

Для педагога важен конечный результат обучения Педагог помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение

Овладение знаниями- обязательное программное требование, при этом игнорируются интересы ребёнка. Синтез игры и занятия, снимается традиционное противопоставление этих форм обучения

Доминирующий способ проведения занятий вопросно-ответная форма взаимодействия Интеграция разных видов деятельности. В основе обучения дидактическая игра.

Игра как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний Игра является основной формой организации детской жизни

Ребёнок- объект приложения сил воспитательной системы, активность детей подавляется в угоду порядку и дисциплине Ребёнок – субъект, главное действующее лицо образовательного процесса, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность

Манипулятивный подход к ребёнку. Позицию «сверху». Лозунг «Делай, как я!» Партнерство. Позицию рядом и вместе.

Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

Педагог сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых Педагог побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания.

Тактика взаимодействия: диктат и опека Способы общения: умение стать на позицию ребёнка, внимательно относиться к его чувствам и эмоциям.

Тактика взаимодействия- сотрудничество

Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, «внушений» Приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного

Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.

Источник: maam.ru