Консультация для родителей: «Развитие речи детей»

Горфина Юлия
Консультация для родителей: «Развитие речи детей»

Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности

ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности,

внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более

любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной

действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

— приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное

выражение своих мыслей);

— расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь

(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить

смысл);

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние речевое

развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие стихотворения. Такое

стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к

звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со

стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт

ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношениипредложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать

грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут»

вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять

подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка

обязательно приведет к положительным результатам, так как речевой уровень

культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы

и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. На что необходимо обращать внимание родителям:

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании

стихотворений, инсценировок, педагоги часто сталкиваются с монотонностью,

невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что

дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.

Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с

интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении

литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп

своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и

тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или

совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение

внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — необходимые условия не

только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам

для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и

рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку

не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его

познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой

зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних

условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием,

но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,

распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных

поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям,

а так же решат одну из задач развития речи. Упражнения для развития речи дошкольников.

1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие,

маленькие, санитарные, служебные);

2. Узнавать предметы по описанию: Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? –

Береза;

3. Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает,

листья срывает);

4. Подбирать предметы к действию: На небе сверкает, землю согревает. Что это? —

Солнце;

5. Подбирать действия к объекту: Кто или что плавает? Летает? — Рыба, самолет,

бабочка, листья;

6. Подбирать обстоятельства: Трудиться можно как? — Хорошо, спустя рукава,

быстро;

7. Подбирать синонимы — (Большой, огромный, громадный);

8. Находить пропущенные слова — (Пришел почтальон, он принес);

9. Распространять и дополнять предложения: Кошки взобрались па дерево. Какое?

Зачем?;

10. Называть составные части целого — (Дерево — ствол, ветки, сучья);

11. Упражнять в названии антонимов (день — ночь, печаль -радость);

12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число,

падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый

называет животного, а ребенок его детеныша (курица — цыплята, лошадь —

жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это

является распространенной ошибкой у малышей;

13. Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки,

вязать… шарф;

14. Составлять фразы: срубленное, бегущий, висящий, жуткий,

холодный…;

15. Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;

16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и

почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);

17. Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец);

18. Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка — это ложка, ложкой суп едят.

Кошка — это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка, тряпкой вытру стол,

Шапка — это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово — плим.

Я повторяю снова — плим, плим, плим…

Источник: maam.ru