Консультация для педагогов «Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»
Валентина Верко
Консультация для педагогов «Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
«Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».
Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объектов окружающего мира. Многие профессии – закройщик, конструктор, архитектор, хирург – требует у человека умения мысленно производить пространственные преобразования, хорошо ориентируясь в пространстве, видимом или воображаемом.
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научатся строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии кладут линейку. В семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструкторов, изготовление поделок их бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Термин «Конструирование» (от латинского слова CONSTRUERE) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
К техническому типу конструкторской деятельности относят:
• конструирование из строительного материала (деревянные или окрашенные детали геометрической формы);
• конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.
К художественному типу конструирования относятся:
• конструирование из бумаги;
• конструирование из картона;
• конструирование из природного материала.
Детское конструирование имеет следующие формы:
• конструирование по образцу;
• конструирование по модели;
• конструирование по условиям;
• конструирование по простейшим чертежам и схемам;
• конструирование по замыслу;
• конструирование по теме;
• каркасное конструирование.
Каждая из этих форм обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности деталей при определенных условиях, то есть наполненные новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги и др.); обеспечение взаимосвязи всех форм обучения.
Моделирование – это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета. Прежде чем приступить к моделированию, надо приготовить необходимый материал: тонкий картон, плотную бумагу, простой карандаш, клей, ножницы, фломастер.
По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т. п., поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленность на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование занимает особое место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-техническое умение (сооружать отдельные предметы их строительного материала – здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки – елочные украшения, кораблики и т. д., но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носить творческий характер.
При обучении детей конструированию развивается планируемая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь ребенка обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий; широкий – узкий; большой – маленький, в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе – дальше и др.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой Театр, и др.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении – простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умение и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру – дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако, такое многостороннее значение в восприятии детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использовании разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Виды конструктивного материала.
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования – конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала и т. д.
Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используется разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала Н. П. Агаповой, наборы №2,3,4,5,6,7, разработанные НИИ игрушки, набор «Коммунар» и другие.
Во время занятий материала всего должно быть больше чем требуется для данной постройки (и по элементам и по количеству, чтобы приучить детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью – домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек конструирование делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.
Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материалов по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует запоминанию названий этих форм.
Конструкторы. Дети старшего дошкольного возраста в свободное время от занятии используют также различные конструкторы – деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей. Под руководством воспитателей дети осваивают новые для них способы соединений, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умение соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участие мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще не совершенна.
Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, что они будут делать сами.
Наборы строительного материала и конструктора даются не все сразу, а постепенно по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством освоят тот или иной конструктор, его помещают вместе с настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в самостоятельной деятельности.
Бумага. Природные и бросовые материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава, и т. д.) и легкость обработки позволяет широко использовать его по работе с дошкольниками.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливает природный материал и пополняют его запасы в течение всего года. Например, летом собирают траву (осоку) одинаковой длинны, которая плетется в косы; солому связывают пучками, шишки сосны, ольхи, ели, лиственницы, пихты, обработанные затем столярным клеем (для того чтобы они зимой при высыхании не раскрывались). А желуди и каштаны заготавливаются, как только они упадут с деревьев (пересохшие желуди и каштаны затрудняют работу – раскалываются и крошатся). Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков, тщательно промытые и просушенные, собирают в любое время, а вот семена ясеня, лена – только зимой. Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете.
При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей – казеиновый, синтетический, декстриновый и инструменты – нож, ножницы, шило, иголки.
Вывод. От предмета занятия зависит методика дифференцированного подхода к детям. Сравнивая приемы, применяемые к той или иной группе детей, можно заметить, что большинство из них являются общими и для легко возбуждаемых, и для пассивных, медленных детей. Активные дети также нуждаются в индивидуальном подходе с целью максимального развитии их способностей, интересов.
В процессе занятия воспитывается чувство коллективизма, дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и товарищей, тактично делать критические замечания. Все это, безусловно, влияет на формирование личности, воспитывая общительность и доброжелательность.
Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу. Индивидуальный подход дожжен осуществляться систематически, находить отражение в плане и учете воспитателя.
Как видим, индивидуальный подход входит в повседневную педагогическую работу. Приемы и методы его не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя — отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявления поведения ребенка.
Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям — трудна, она требует от воспитателя и терпения, и известного напряжения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общевоспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическим, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретных ситуациях, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности воспитатель должен постоянно опираться на коллектив, коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать в не общении с коллективом такие качества как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Органическая связь всех форм индивидуального подхода к детям с работой по формированию коллектива очевидна. Ведь даже индивидуальные занятия будут более эффективны, если проводятся в присутствии его товарищей, и он чувствует их поддержку и участие.
Если работа по осуществлению индивидуального подхода является стержнем всего воспитательного процесса, в группе создается благотворная нравственный климат, создаются возможности для охраны нервной системы детей, предупреждается возникновение ситуации, которые могут травмировать психику того или иного ребенка.
Источник: