Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе»

Елена Варфоломеева
Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе»

Консультация для педагогов

«Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры»

Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка? И, наконец, насладиться речевым общением с ребёнком! В этом нам помогут речевые игры с ребёнком. Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Машенька мартышку,

А Витюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Или:

Когда я буду маленький,

В комочек я сожмусь.

Когда я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

Дети любят двигаться, но в группе места для бега мало. На помощь приходят игры малой подвижности, например:

«Карусель»:

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тиши, тише, не шумите.

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Важным режимным моментом, который любят дети, является мытьё рук. Этот процесс будет ещё интереснее, если он сопровождается словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли —

Бело-набело отмыли.

Или:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Во время приема пищи такие шутливые потешки помогут деткам настроится и с аппетитом спокойно покушать:

1. Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет —

Забодает, забодает, забодает.

2. Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне. Вот и кончился обед.

3. Я обед съедаю сам. Открываю рот и — ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет — он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем динамические паузы, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно переключиться на другой вид деятельности, подвигаться. Дети проговаривают слова вместе со взрослым и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры динамических пауз:

1. Ветер дует нам в лицо — закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише — деревцо все выше, выше.

2. Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел — ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

3. Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик — он промок,

Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.

4. Хомка, хомка, хомячок — полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять — Хомка хочет сильным стать.

5. То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед —

Это делает зарядку

Наш Маркиз — пушистый кот.

Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.

В игре Речевые игры также активно применяются:

1. По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

2. Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

3. Стул. Без молотка и без гвоздей

Стул смастерим мы для гостей.

4. Дом. Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживем.

В нашем домике — окошко.

Загляни туда, Антошка!

5. Маленькие гномики ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить, надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.

Важно разнообразить прогулку.

1. Стучат колеса: тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

2. Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

3. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :

«Тень-тень потетень, я летала целый день».

Ждут синичку пять птенцов — голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.

4. Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает, устали не знает.

5. Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!

6. Если в знойный летний день даже двигаться нам лень —

Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер.

7. Дождик-дождик, не дожди!

Не дожди, ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко —

Золотое донышко!

8. Снег лежит на улице, вышли мы во двор.

«Давай лепить Снегурочку! — предложил Егор.

Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,

А из тонких веточек — пушистые реснички.

Кругленькие пуговки шубку украшают,

А вот щечки бледные — солнышка не знают.

Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша

Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.

Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,

А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».

9. Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.

Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,

И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»

Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!

10. Мы — веселые ребята, любим мы играть.

Как приятно и полезно мячик покатать!

Покидать его руками. Попинать его ногами,

Постучать об стенку, подкинуть коленкой.

Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!

Во время укладывания на сон:

1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули. Моих деток не буди!

2. Спать пора. Уснул Бычок — лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон — он Слонихе шлет поклон.

3. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю

Придет серенький Волчок и укусит за бочок.

4. Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:

Светит полная луна — за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море.

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум.

Но так долго вредно спать — нам давно пора вставать.

Таким образом, речевые игры помогают дошкольникам в овладении развитой, правильной речью!

Источник: maam.ru