Конспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возраста

Марина Роводзянова
Конспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возраста

Цель: создать условия для воспитания любви к русской национальной культуре.

Задачи:

— Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

— Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

— Создать у детей радостное настроение.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовенок Кузя, клубочки, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, самовар с куклой на верху.

Ход занятия:

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, устраивайтесь поудобней. Посидим рядком, да поговорим ладком.

Начинаем мы без спешки,

И расскажем Вам потешки. (Дети читают потешки)

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

-А теперь все вмести расскажем потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь.

-Ребятки давайте немного поиграем.

Идет коза рогатая

(Приставляем к голове «рожки»)

За малыми ребятами.

Ножками — топ-топ!

(Топаем ножками)

Глазками — хлоп-хлоп!

(Зажмуриваемся и открываем глазки)

Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет?

(Грозим пальчиком)

Забодаю, забодаю!

(Бодаемся)

Хозяйка:

Молодцы ребята, много потешек знаете.

А Вы знаете почему главное место в избе занимает печь?

Соня К.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

-Молодец, Сонечка, все верно!

Хозяйка:

Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?

Огонь горит,

Чугунок в печи стоит.

(Имя, выходи дружок,

Чем достанешь чугунок? (ухват)

— Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)

— Что за черная, железная нога

В уголке стоит у печки … (кочерга)

— Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)

-А вы ребятки знаете загадки? (Да) Хорошо, Сумая сейчас загадает загадку?

— Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрешка)

-А Артем знает стихотворение про матрешек.

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные. (В. Берестова)

-Ну что Матрешки выходите, да немного попляшите.

Песня – танец «Крошки — Матрешки»

Хозяйка:

Раньше за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.

– А вы дружные ребята? (Да)

– Давайте пригласим домовенка Кузю. (Выносит из угла у печки Кузю)

— А что же Кузенька такой грустный у меня? Перепутались у хозяйки все клубочки и поэтому домовенок загрустил. Ребята, давайте поможем Кузе их смотать и собрать.

Игра: «Собери клубочки»

— Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие. Смотрите у Кузи узелок. Он нам ложки принес.

Ложки деревянные, расписные.

-Ну-ка добры молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках.

Игра на ложках «Во саду ли в огороде»

Хозяйка:

Собирайся детвора, будет русская игра

Подвижная игра «Поясок»

Дети образуют круг. Выбирается водящий. Ему даётся в руки поясок. Дети начинают двигаться по кругу. Водящий идёт в кругу, в противоположную сторону. Дети поют:

Вот наш Вова (имя ребёнка) идёт

Поясочек несёт.

Кому дать, кому дать,

Кому поясочек передать?

Водящий останавливается, кланяется, передаёт поясок другому ребёнку.

— А вот чай готовили в самоваре. Где в нашей горнице самовар?

По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.

На высокой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке.

Самовар стоит, словно жар горит.

На ребятушек поглядывает:

— «Ребятишек я встречаю,

Сладким чаем угощаю» (по мотивам сказки Чуковского)

Дети пьют чай с пряниками.

Источник: maam.ru