Конспект занятия по самообразованию «Расписная хохлома»

Баева Алена
Конспект занятия по самообразованию «Расписная хохлома»

«Расписная Хохлома»

Цель: Ознакомление детей с народно — декоративно-прикладным искусством -хохломской росписью.

Ход

Воспитатель:

Есть в районе Ковернинском

Знаменитое село,

Хохломскому промыслу

Оно название дало.

— С давних времен,на Руси,была очень распространена деревянная посуда: деревянные ложки, тарелки, салфетницы, подносы, вазы. Эту посуду, можно было увидеть как на столе у зажиточных бояр, так и у бедных крестьян. Нарядную, дорогую посуду, раскрашивали в золотые и серебряные цвета, она преподносилась богатым семьям в качестве подарков. Но обычные, бедные крестьяне, придумали, как же себе разнообразить быт, чтоб и детям, и взрослым, хоть немного прикоснуться к красоте, чтоб не только богатые бояре могли наслаждаться такой красотой. Но обычную деревянную посуду, нельзя было использовать неокрашенной,т. к от горячей пищи, дерево размокало, и приходило в ненадобность, в ней образовывались трещины. Поэтому местные мастера вывели такую формулу, сначала из белого дерева вырезалось изделие, затем его просушивали, примерно около 15 дней, и покрывали обычной глиной, снова просушивали. После просушки, посуда подвергалась обжигу, затем изделие шлифовали и окунали в специальный масляный раствор, для того, чтоб маслом заполнить оставшиеся поры. После того, как масло впиталось, изделие обсушивали еще раз, и оно было готово для росписи. Расписная золотая посуда была недоступна обычным крестьянам, поэтому они и придумали этот способ изготовления. А деревня, где жили основоположники этого вида росписи, называлась Хохлома, и в эту деревню, каждые выходные съезжались на базар, мастера со всей округи, чтоб сбывать свою продукцию. Ребята, а Вы хотите посетить базар, в деревне Хохлома?

Дети: — Да, хотим!

Воспитатель:- Хорошо, давайте посмотрим, какие товары свезли на базар народные мастера. Посмотрите, здесь и тарелочки,, матрешка, ложечки, подставка- все эти узоры выполнены с особым усердием и любовью, в каждое расписанное изделие, мастер вложил красоту родной деревни Хохлома.

Воспитатель-: — Ребята, посмотрите внимательно и скажите, каким цветом раскрашены узоры на посуде?

Дети: — Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: — Ребята, это особый узор, он подарен самой природой, ведь вдохновившись ее красотой, мастера из деревни Хохлома сумели воплотить в узорах всю красоту. Посмотрите, здесь и завиток, и усики, капелька, а этот узор называется осочка. И все это – дары красоты русской природы, в деревне Хохлома.

Воспитатель :- Ребята, а скажите какими узорами украшены предметы хохломской росписи?

Дети:- Капельки, усики, завитки, осочки.

Воспитатель: — Верно, и это называется растительный узор. А вы хотите стать мастерами, чтобы уметь украшать посуду основными элементами хохломской росписи?

Дети:- Да, хотим!

Воспитатель: — Хорошо, ребята. Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?» На столе перед ребятами, разложены карточки, им следует отобрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью. На карточках изображены предметы с росписью Гжель, и дымковские игрушки. Так как раннее изучали эти виды народно-прикладного искусства, предложить ребятам вспомнить их названия.

Воспитатель: — Мы с Вами поиграли, и сейчас я Вам покажу, как происходит процесс росписи. Сегодня мы изучим основные элементы хохломской росписи – усики, капельки, завитки, осочки. Кисточку держим тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа. Капельку мы рисуем, приемом прикладывания кисти к бумаге, усики рисуем в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль, а завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента. Напоминаю вам ребята, что все элементы растительного узора наносятся сразу кистью, без предварительного наброска карандашом. Смотрите, как я набираю краску, не спеша, держу кисточку у железного наконечника. Осочки рисуем легким движением кисти, сверху вниз. Лишнюю краску снимаю о край баночки, веду кисточкой плавно,и у нас получился завиток. Проделываю снова эти приемы рисования, и для последующего нанесения нового элемента росписи. Обращаю ваше внимание, что все узоры рисуем основными цветами, которые предназначены именно для хохломской росписи.

Воспитатель:Вот такими получились узоры у меня.

Воспитатель:Дети,скажите пожалуйста, с каким видом росписи мы с Вами сегодня познакомились?

Дети: — Хохломская роспись.

Воспитатель: — Но прежде,чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас (Показывают 10пальцев.)

А он один. (Показывают 1палец.)

Эта долька — для ежа (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь(«Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

(Воспитатель показывает один раз, затем дети повторяют под руководством воспитателя, и один раз самостоятельно)

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:-Ребята, какие же изделия у вас получились красивые! Скажите, как называется эта роспись и почему?

Дети:-Хохломская роспись, потому что эту роспись придумали мастера, из деревни Хохлома.

Воспитатель:-У вас получились красивые завитки, усики, осочки, капельки. Давайте сделаем вывод, что сегодня мы изучили один из приемов росписи, который придумали мастера из деревни Хохлома – усики, капельки, завитки.

Воспитатель:Ребята, скажите, каким приемом росписи вы научились рисовать посуду?

Дети:- Хохломская роспись.

ВоспитательМолодцы, ребята, спасибо.

Источник: maam.ru