Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Сегодня так светло кругом!» в подготовительной группе

Елена Куприянова
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Сегодня так светло кругом!» в подготовительной группе

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Сегодня так светло кругом!» в подготовительной группе.

Тема: «Сегодня так светло кругом!»

Цель: способствовать приобщению поэтической речи, средствами стихотворений об осени.

Задачи: познакомить детей со стихотворениями И. Бунина «Листопад», А. Майкова «Осень», К. Бальмонта «Осень», А. Пушкина «Осень», А. Плещеева «Скучная картина»; способствовать правильному восприятию содержания стихотворений; учить объяснять, почему понравилось то или иное стихотворение.

Оборудование: картины с изображением природы осенью.

Ход занятия.

I. Организационная часть.

1. Сообщение темы и целей.

II. Основная часть.

1Беседа.

Какой месяц осени наступил?

Наступил последний месяц осени — ноябрь. Мы с вами восхищались красотой ранней осени.

Какая погода была в начале осени?

В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки и радовали нас. Стихи поэтов о ранней осени необычайно выразительны.

Послушайте внимательно стихотворение Ивана Бунина «Листопад»

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Как вы понимаете? Берёзы жёлтою резьбой.

С чем сравнивает поэт просветы?

Обращение внимания к картинам. Какая картина подходит к содержанию стихотворения? Обоснуйте свой выбор.

А вот стихотворение Аполлона Майкова «Осень»

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Как понимаете кроет уж лист золотой?

Что значит ВЕШНЮЮ леса красу?

Какая картина подходит к этому стихотворению?

Следующее стихотворение Константина Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

Какой месяц описывается в этом стихотворении?

Какое из этих стихотворений вам понравилось больше всего?

2. Физминутка

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Осень, вступая в свои права меняет погоду и природу.

Это хорошо видно в стихотворении А. Пушкина «Осень»

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Что пишет Алексей Николаевич Плещеев про ноябрь?

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

Какие признаки осени описаны в этом стихотворении?

Какая картина подходит к содержанию этого стихотворения?

И стихотворение А Пушкина «Уж небо осенью дышало.»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

Какие признаки осени перечислены в стихотворении?

Какие строки из этого стихотворения понравились больше всего?

III. Заключительная часть.

1. Итог.

-Что нового узнали?

-Какое стихотворение понравилось больше всего?

Сегодня у нас был день поэзии, мы купались в лучах прекрасного русского языка.

Не так ли, ребята?

Источник: maam.ru