Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» во второй младшей группе
Ефримиди Наталья
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» во второй младшей группе
Вторая младшая развитие речи. Конспект занятия по развитию речи дикие животные. Тема: «Дикие животные»
Автор: Ефримиди Наталья Валентиновна, воспитатель.
Место работы: МБДОУ Лавинский детский сад, село Лава
Образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании, места жительства.
Задачи:
1. «Познавательное развитие»: Формировать у детей представления о животных — обитателях леса (заяц, белка, лиса, волк, медведь, ёж, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
2. «Речевое развитие»: Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем. Развивать умение отгадывать загадки. Обогащать словарный запас детей.
Словарная работа: лес, лиса, медведь, заяц, волк, волчье логово, дупло.
3. «Социально- коммуникативное»: Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии. Вызвать интерес к совместной с взрослым игре. Развивать умение строить диалог с взрослыми и сверстниками. Воспитывать интерес и любовь к животным, желание заботиться о них.
4. «Физическое развитие»: Учить передвигаться, имитируя движения, характерные для лисы, волка, зайца. Развивать координацию движений.
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, отгадывание загадки, художественное слово, вопросы, сюрпризные моменты, музыкальный («игра»).
Предварительная работа:
Разучивание песен, стихов на тему диких животных. Ситуативные беседы по данной теме. Рассматривание иллюстраций «дикие животные». Русская народная игра «Зайка серенький сидит», «Скачет, скачет зайка».
Оборудование и материал: Игрушки диких животных: заяц, лиса, волк, медведь, белка; корзинка; угощение для животных: бочонок меда, малина, игрушка- рыбка, грибы, орехи, мясо (муляж из игры «магазин»).
Содержание — образовательной деятельности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
(дети улыбаются, машут ручками гостям)
Сегодня мы с вами будем весело играть и познакомимся с новыми друзьями. Но для этого мы должны быть бодрыми и весёлыми.
Давайте встанем все в кружок и повторим за мной нашу любимую игру.
Игра «С добрым утром»
— С добрым утром, глазки! Указательным пальцами поглаживать глаза
Вы, проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.
— С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши
Вы проснулись? Приложить ладони к ушам «чебурашка»
— С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку
Вы проснулись? Хлопки в ладоши
— С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок
Вы проснулись? Потопать ногами
— С добрым утром, солнце!
Я – проснулся! Поднять руки вверх и улыбнуться.
2. Основная часть.
Воспитатель: (слышится стук в дверь, воспитатель выходит и заходит держа в руках игрушку медведя).
— Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл в гости!
Дети: Мишка!
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся, скажем, как вас каждого зовут, и предложим ему сесть на стульчик.
Показ: — Здравствуй, Мишка, меня зовут (имя ребёнка).
(дети здороваются с медвежонком, называют своё имя).
Воспитатель: от имени Мишки.
— Здравствуйте, дети! А вы знаете, где я живу?
Дети: В лесу!
Воспитатель: от имени Мишки.
— Я шёл к вам в гости со своими друзьями, но они отстали от меня и я очень за них переживаю. Ребята, вы не видели моих друзей?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ой, я, кажется, слышу какие – то звуки. Они доносятся из коробок, что стоят на стульчиках. Что же это? Или кто там? Сейчас посмотрим (воспитатель подходит к коробке, что стоит на стуле, останавливается).
— Ребята, а вы любите сюрпризы?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, здесь кто – то спрятался, а кто, вы должны отгадать. Послушайте первую загадку.
(проводится Д/и «Угадай животное» игрушки заранее разложены по коробкам и накрыты платками, воспитатель загадывает загадки, а дети должны отгадать)
1. Он по полю ловко скачет,
Как пушистый белый мячик.
Летом сер, зимою бел.
И немножко окосел.
Кто он? Угадай – ка!
Ну, конечно, — это (зайка) воспитатель достаёт игрушку из коробки.
Воспитатель: Ребята, давайте опишем зайку, какой он?
Дети: Мягкий, пушистый, быстрый, трусливый и т. д.
Воспитатель: Что – то наш зайка кокой – то грустный, как же нам зайчика развеселить? Давайте, с ним поиграем (все встают в круг)
Физкульт минутка.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
Зайка серенький сидит,
Хвостик зайка шевелит,
Вот так и вот так
Хвостик зайка шевелит.
Вот так и вот так
Хвостик зайка шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапаньки погреть.
Вот так и вот так,
Надо лапаньки погреть!
Вот так и вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать.
Вот так и вот так
Зайке надо поскакать.
Вот так и вот так
Зайке надо поскакать.
Зайку волк испугал!
(Взрослый рычит.)
Зайка тут же убежал!
(Дети разбегаются врассыпную).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой зайка стал весёлый, он говорит вам всем спасибо!
Посмотрите, ещё одна коробка стоит. А у меня следующая загадка готова.
2. Он всю зиму крепко спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся — стал реветь.
Этот зверь лесной ….(медведь) воспитатель достаёт игрушку из коробки.
Дети рассматривают игрушку, и рассказывают о ней. Какой мишка, что есть у мишки, называют части тела. Воспитатель предлагает порычать как медведь. ЭЭЭЭ, походить как медведь – вперевалочку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, ещё одна коробка стоит. А у меня следующая загадка готова.
3. Рыжая хозяюшка
Из леса пришла.
Всех кур пересчитала
И с собой унесла (лиса, воспитатель достаёт игрушку из коробки.
Дети рассматривают игрушку, и рассказывают о ней по наводящим вопросам.
Какая лиса? – рыжая, хитрая.
Шуба у лисы, какая? – тёплая, пушистая.
Хвост у лисы, какой? – пушистый, красивый, длинный.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, ещё одна коробка стоит. А у меня следующая загадка готова.
4. Серый, страшный и зубастый,
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех ….(волк, воспитатель достаёт игрушку из коробки.
Дети рассматривают игрушку, и рассказывают о ней по наводящим вопросам.
Какой волк? – серый, страшный, злой, большой. У него острые зубы.
(Включается аудиозапись с голосом волка)
Воспитатель предлагает сыметировать голос волка УУУУ (вдох и протяжный выдох).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, ещё одна коробка стоит. А у меня следующая загадка готова.
5. Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит….(ёжик, воспитатель достаёт игрушку из коробки.
Дети рассматривают игрушку, и рассказывают о ней по наводящим вопросам.
Какой ёжик? – колючий, смешной, у него маленькие ножки, ушки, носик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ёжик потерял свои иголки, давайте поможем ему и подарим ему иголки. Подойдём к столу и с помощью прищепок сделаем ёжику иголки.
(на столе заранее разложены, полукруг с изображением ёжика из картона и 5 прищепок, дети вместе с воспитателем прищипывают прищепки к ёжику, кто испытывает затруднения с прищепками, втыкают в заранее сделанных из пластилина ёжиков зубочистки).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, ещё одна коробка стоит. А у меня следующая загадка готова.
6. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка, воспитатель достаёт игрушку из коробки.
Дети рассматривают игрушку, и рассказывают о ней по наводящим вопросам.
Какая белочка? – смелая, пушистая, красивая.
Что делает белка? – грызёт орешки, прыгает.
Воспитатель: Ребята, белочка устала сидеть, она хочет с вами поиграть, ей захотелось попрыгать. Белочка будет прыгать, а вы должны назвать, куда она прыгнула.
На стульчик.
Под стульчик.
За стульчик.
Перед стульчиком.
Воспитатель: А давайте, теперь вместе с белочкой попрыгаем, куда я вам скажу. Воспитатель повторяет игру сначала.
На стульчик.
Под стульчик.
За стульчик.
Перед стульчиком (дети повторяют).
Воспитатель: После игры подводит детей к лавочке, где сидят все животные, про которых загадывались загадки.
-Дети, а где живут все эти животные?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как назвать всех этих животных, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Верно, все они живут в лесу, о них никто не заботится, домики они себе строят сами, еду добывают тоже сами.
Воспитатель: Дети, наши лесные друзья хотят, чтобы мы рассказали, где, чей домик, давайте их расселим по их домикам (дети подходят к столу, на котором лежит плакат с изображением домиков диких животных и картинки с животными, дети должны разложить картинки по домикам животных).
Воспитатель спрашивает детей:
1. Как называют домик у белки? (дупло).
2. Где живёт ёжик? (под пнём).
3. Как называют домик лисы? (нора).
4. Где спит мишка зимой? (в берлоге).
5. Где живёт заяц? (под кустом).
6. Как называется домик у волка? (волчье логово).
Воспитатель: Правильно – волчье логово. Это сложное слово. Давайте повторим его все вместе (несколько хоровых и индивидуальных ответов).
Воспитатель: Послушайте, кто- то плачет! Кто же это?
Да это же детеныши наших животных! (указывает на картинки). А как вы думаете, почему они плачут?
Дети: Они потеряли свою маму.
Воспитатель: Давайте мы им поможем, найдём каждому детёнышу его маму!
Дети: Лисёнок – у лисы
Медвежонок – у медведицы
Бельчонок – у белки
Зайчонок – у зайчихи
Воспитатель: Молодцы ребята, вы помогли детёнышам найти своих мам!
Воспитатель: С зайчиком мы уже играли, а сейчас поиграем с мишкой.
«Игра с Мишкой» музыка и слова Л. Олифировой
Цель: Передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.
Ход игры: Дети стоят свободной группой, на противоположной стороне «спит» Мишка (ребенок).
Дети: Идут к Мишке и поют:
По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдем.
Мы похлопаем в ладошки и немного подождем.
Мишка просыпается, протягивается. Он поет, обращаясь то к одному, то к другому ребенку:
Мишка: Кто здесь хлопал? Кто здесь топал?
Дети: Нет, не я. Нет, не я!
Мишка: Ты здесь хлопал? Ты здесь топал? Догоню сейчас вас я! Р-р-р…
В конце игры Мишка догоняет детей.
Воспитатель: Мы с вами немного повеселились, отдохнули, давайте продолжим. Посмотрите. Наши гости опять загрустили, наверное, они проголодались. Давайте их угостим.
Д/и «Кто, что ест?».
Воспитатель подводит детей к столу, где на тарелке лежат макеты овощей, фруктов, ягод.
Воспитатель: Дети, перечислите, что лежит на тарелочках.
Дети: Морковка, капуста, ягоды, грибы, шишки, яблоко, мёд, орехи, мясо.
Воспитатель задаёт вопросы:
1. Что любит кушать зайчик? – морковку, капусту.
2. Что кушает мишка в лесу? – мёд, ягоды малину.
3. Чем лакомится белка? – орехи, грибы, ягоды, шишки.
4. Что нанизывает себе на иголки ёжик? – грибы, яблоко.
5. Что ест лиса и волк? – мышей, зайцев, курочек, овечек.
Воспитатель: Давайте разложим угощение нашим лесным жителям.
4. Подведение итогов.
Воспитатель: — Звери говорят вам «спасибо» за то, что вы их угостили. Они унесут ее в свои домики и будут лакомиться.
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, с какими лесными животными мы сегодня познакомились?
Дети: Заяц, медведь, белка, лиса, волк, ёжик.
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Дети: Живут в лесу, пищу добывают себе сами, об них некто не заботится, домик себе строят сами.
Воспитатель: С какими новыми словами мы сегодня познакомились?
Дети: Волчье логово, дупло.
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу вас угостить.
Источник: