Конспект занятия по математике «Составление числа 5 разными способами» в старшей группе для детей с ОВЗ

Екатерина Галба
Конспект занятия по математике «Составление числа 5 разными способами» в старшей группе для детей с ОВЗ

Конспект занятия по математике «Составление числа 5 разными способами» в старшей группе для детей с ОВЗ.

Цель:

— Создать условия для формирования понятия числа 5.

Задачи:

— В практических действиях познакомить с составом числа 5;

— Закрепить умения выполнять счетные операции в пределах 5;

— Учить дорисовывать до заданного количества;

— Совершенствовать вычислительные навыки;

— Развивать словесную речь, память, мышление;

— Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, самоконтроль.

Оборудование:

— игрушка снеговик;

— корзинка;

— картинки с птицами (воробьи и синицы);

— картинки с изображением семечек;

— цифры;

— геометрические фигуры.

Сюрпризный момент. Загадка о снеговике

Мы слепили снежный ком

Шляпу сделали на нем,

нос приделали и, в миг

получился. (снеговик).

Воспитатель достает снеговика, он здоровается с детьми.

В. : Молодцы, дети, правильно угадали. Снеговик мне рассказал, что его друзьям-птицам холодно и голодно зимой, и он просит вас помочь им. Поможем птицам?

Д. : Да, поможем.

В. : А чем мы можем помочь птицам?

Д. : Сделать кормушки, повесить кормушки, покормить птиц…

Ой ребята, а кто это там чирикает?

В. : Кто это к нам прилетел? Кто это поет?

Д. : Это воробьи.

В. : Посмотрим, угадали мы или нет?

Д. : Да, посмотрим.

В. : Какие птицы к нам прилетели?

Д. : Это воробьи.

В. : А как мы узнаем, сколько воробьев к нам прилетело?

Д. : Нужно их сосчитать.

В. : Молодцы, дети, давайте сосчитаем воробьев. Напоминаю вам, что считаем мы слева – направо, не пропуская ни одной птички правой рукой. Договорились? Посчитайте все вместе. «Один, два, три, четыре. Всего 4 воробья»

В. : Дети, сколько всего воробьев?

Д. : Всего 4 воробья.

— Настя, сколько воробьев? Илья, сколько воробьев? (Всего 4 воробья).

Дать возможность посчитать каждому и потом всем вместе. Сколько всего воробьев к нам прилетело?

В. : А какой цифрой мы можем обозначить этих птиц?

Д. : Дети выбирают подходящую цифру.

— Посмотрите, к нашим воробьям прилетел еще один воробей.

— Сколько стало воробьев?

— Давайте проверим (ребенок считает или хором)

«Один, два, три, четыре, пять – всего 5 воробьев».

В. : А как вы думаете, какой цифрой теперь мы можем обозначить наших птиц?

Д. : Дети называют цифру и ставят ее.

Индивидуальная работа на карточках — полосках

(во время работы воспитатель от лица снеговика обращается к детям)

В. : Дети, посмотрите, что вы видите в тарелочках?

Д. : Синиц

В. : А что еще есть? (семечки)

— Угостим синичек семечками?

— У вас на столах лежат карточки — полоски, возьмите их и положите перед собой, не переворачивая. Давайте вспомним, с какой стороны мы начинаем выкладывать на ней предметы.

(беру в руки аналогичную полоску и на ней показываю)

— Найдите и покажите мне красную полоску, это наша помощница, от нее мы будем выкладывать наших синиц слева – направо. Проведите пальчиком по верхней полоске, а теперь по нижней.

— А теперь слушайте внимательно мое задание.

— На верхнюю полоску положите 5 синиц.

— Сколько синиц вы положили? (5). Давайте проверим, посчитаем. (1-2 реб.)

— А на нижнюю полоску отсчитайте только 4 семечки. Сколько всего семечек вы отсчитали? — Аня, сосчитай семечки.

— Под каждой синицей положите одну семечку.

— Чего больше, семечек или синиц? (Синиц больше. Их 5).

— Чего меньше, синиц или семечек? (Семечек меньше. Их 4).

— Всем птицам хватило семечек? (ой, а одной синице не хватило семечки)

В. : У вас 5 синиц, и 4 семечки, семечек больше, чем синиц, 5 больше 4, а 4 меньше чем 5.

— Что нужно сделать, чтобы синиц и семечек стало поровну. По 5? (добавить одну семечку). Давайте положим синице 1 семечку. Что ты Саша сделал? (добавил одну семечку)

— Давайте сосчитаем, сколько всего семечек?

В. Илья, как получилось у нас 5 семечек?

Д. : — К 4 семечкам я добавил одну семечку, стало 5 семечек.

— Всем синицам хватило семечек? (Да, синиц и семечек стало поровну 5 и 5).

— Молодцы, отодвиньте карточку на край стола.

В. : Дети, снеговик очень доволен, что вы угостили его друзей и хочет с вами поиграть, выходите на полянку.

Физминутка п/и «День – ночь»

— Сейчас вы превратитесь в птиц, когда я буду говорить «Ночь», вы присядете и «уснете», а когда буду говорить «День», что вы будете делать? Правильно, летать.

А снеговик будет смотреть – как летают и спят птички.

(после физминутки остаемся на коврике)

В. : Дети, когда снеговик к нам шел, на дорожке он нашел мешочек с кормом для птиц и принесла его нам. Посмотрим, какой это корм?

Д. : да.

(воспитатель из мешочка достает геометрич. фигуры: круг, квадрат, треуг., прямоуг).

— А разве это корм для птиц? Что это? (нет, это геометр. фигуры).

— Снеговик, ты ошибся, дети, давайте назовем снеговику геометр. фигуры. Как называется это геометр. фигура? А это что за фигура? У нас еще есть такая фигура, что это? А недавно мы познакомились еще с одной геометр. фигурой, как она называется? (прямоуг.)

— Запомнил геометр. фигуры снеговик? (да). Только снеговик не знает, что с ними можно делать.

— А давайте, покажем снеговику как можно выложить из геометр. фигур птицу. Покажем?

Д/и «Собери из геометрических фигур птичку» (работа индивидуальная)

— Давайте посмотрим, что находится внутри конвертов. Что там? (геометр. фигуры). Достаньте их из конверта. Назовите какие у вас геом. фигуры? (круги и треугольники).

— Давайте их рассмотрим.

— Сколько кругов? (Два круга).

— Одинаковые круги? (Нет). Чем отличаются? (один большой, один маленький).

— Какого цвета? (красного).

— Да, они отличаются размером, один круг больше, а другой меньше.

— Посчитайте, сколько всего треугольников? (Треугольников всего 4).

— Посмотрите, чем отличаются треугольники? (3 больших и 1 маленький).

— Да, они отличаются размером, 3 больших и 1 маленький.

Посмотрите, какая у меня получится птичка (показ на доске).

— Большой круг у меня туловище, маленький круг – голова, три больших треугольника это крылья и хвост. Хвост я приложу к туловищу углом треугольника, а крылья «стороной», а маленький треугольник – клюв, его я приложу к голове углом.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

— А теперь сами выложите птичку.

(во время работы индивидуальная помощь при затруднении).

— Какие красивые птички у вас получились. Снеговику очень понравились они, теперь он знает, как можно играть с геометр. фигурами.

Соберите фигуры в конвертики.

Рефлексия

Сова говорит нам «спасибо», что мы помогли его друзьям птицам.

— А чем помогли мы зимующим птицам? (посчитали, покормили).

— А еще показали снеговику как играть с геометрическими фигурами.

— Трудно или легко нам было помогать птицам?

Какие мы молодцы говорит снеговик! Давайте погладим друг друга по голове, а теперь погладим соседа по голове, какой он молодец и похлопаем друг другу.

Источник: maam.ru