Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Какими бывают камни»

Алия Воробьева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Какими бывают камни»</p>

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом школьников с. Ленинское»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Какими бывают камни».

Составитель:

Воробьева Алия Наильевна

педагог дополнительного образования

с. Ленинское

2019 г

Какими бывают камни

Цель: Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Задачи:

1. Закрепить умение определять свойства камней (цвет, форма, размер, вес).

2. Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.

3. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

4. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.

I. Постановка проблемы занятия

Педагог: ребята присаживайтесь на стульчики. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.

Дети сегодня в почтовом ящике я нашла письмо, давайте его прочитаем.

Это письмо от гномов.

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья гномы, из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течет горная река. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем разные камни. Некоторые камни посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни, — геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. Мы очень хотим, чтобы вы изучили их и рассказали бы нам всё о них: какие они ещё бывают, из чего они состоят, какой бывают формы, почему одни камешки гладкие, а другие шершавые. Мы очень надеемся, что вы нам расскажете всё о них.

Педагог: Какие бывают камни? (ответы детей). Где человек использует камни? (ответы детей, (просмотр иллюстраций)

А хотите узнать секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.

Скажите, какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов? (не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

II. Опытно-экспериментальная деятельность.

Педагог: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. На подносе разложены различные камни. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрим глазами все камни.

Опыт № 1. «Определение цвета, формы и размера»

Педагог: Предлагаю внимательно рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней – камни по цвету, форме и размеру бывают разные.

Опыт № 2. «Определение характера поверхности»

Педагог: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? (Дети делятся открытиями.) Педагог просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Педагог: Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми).

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает,

камешки теряет. (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Опыт № 3. «Рассматривание камней через лупу»

Педагог: Как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (Для увеличения предметов) Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и др.). Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (Нет) Какой вывод можно сделать? (Все камни разные)

Опыт № 4. «Определение веса»

Педагог: Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) берем нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее? (камень) Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее)

III. Итоговая часть. Рефлексия

Педагог: Ребята, вы молодцы! Кто хочет рассказать о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах) Сегодня на занятии мы с вами узнали много нового о камнях и их свойствах, и я надеюсь, что мы с вами сможем рассказать много нового гномам и ответить на все их вопросы.

Источник: maam.ru