Конспект урока литературного чтения «Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж»

ЛЮБОВЬ НИКИТИНА
Конспект урока литературного чтения «Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж»

ТЕМА УРОКА: «Д. ХАРМС. ХРАБРЫЙ ЁЖ.

Н. СЛАДКОВ. ЛИСИЦА И ЁЖ.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с произведениями Д. Хармса «Храбрый ёж», Н. Сладкова «Лисица и Ёж», С. Аксакова «Гнездо», развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения;

• Сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты;

• Характеризовать героев и их поступки;

• Рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации;

• Участвовать в обсуждении проблемных ситуаций;

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные:

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

Эстетические чувства, в т. ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Адекватно оценивать свои достижения;

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные:

Осознавать познавательную информацию;

Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова, текст для речевой разминки,

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

• Выразительное чтение стихотворений В. Берестова «Лягушата», В. Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет»;

• Выставка рисунков к изученным стихотворениям.

3. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:

Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

Ах ты ёж, братец ёж,

Как без моря ты живёшь?

Ёж живёт в глуши лесной,

Ёлка – дом его родной.

-Прочитайте, чётко проговаривая каждое слово и каждый слог.

-Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.

-Прочитайте стихотворение выразительно.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-Отгадайте загадку:

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ЁЖ)

-Ребята, что вы знаете о ежах?

-Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о ежах, а также познакомимся с рассказом из старинных книг.

5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1) Работа по учебнику:

-Открорйте учебник на с. 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас с вами будем читать? (Д. ХАРМС)

-Как называется произведение?

-Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа?

-Прочитайте текст.

-С чего началась история?

-Кто подошёл к ящику?

-Как они проверяли, что там находится?

-Кто выскочил из ящика?

-Как повели себя звери?

-Кто из зверей оказался храбрым?

-Могла ли такая история произойти на самом деле?

-Что в этой истории правда, а что вымысел?

2) Рассказ учителя о еже демонстрацией кадров «Живой природы».

3) Выступление подготовленного ученика о еже:

ЁЖ живет в лесах, чаще в смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае – полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.

Охотятся ежи чаще по ночам, в основном на слух. Хотя ежик на вид кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например, с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.

Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита ёжиков от хищников. Однако она не всегда помогает – некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ёжика. А лиса даже может откатить ежика в воду, чтобы он развернулся.

4) ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:

— Ёж – удивительное создание природы. Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – расночсики опаснейших для человека клещей.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

6. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА:

1) Работа по учебнику:

-Прочитайте на с. 73, кто автор следующего произведения.

-Прочитайте название. Почему слово «ёж» написано с заглавной буквы?

-Подумайте, что мы будем читать?

2) Чтение произведения учителем.

3) Беседа по вопросам учебника.

4) Выразительное чтение в лицах.

5)Продолжение работы по теме урока:

-Последнее произведение, которое мы сегодня прочитаем, из старинных книг. Откройте с. 74 и прочитайте, кто его написал. (С. АКСАКОВ)

6) Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.

7) Чтение учителем рассказа С. Аксакова «Гнездо»:

-О чем рассказал нам автор?

-Чему он хотел научить нас?

-Разделите текст на части. Озаглавьте их.

8) РАБОТА В ПАРАХ: Деление текста рассказа С. Аксакова «Гнездо» на части.

ПРОВЕРКА.

7. РЕФЛЕКСИЯ.

-Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

-Что вас огорчило?

-Что порадовало?

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

— Произведения каких писателей мы читали на уроке?

-Что вы о них узнали? Чему учат нас эти произведения?

Д. З. подготовить пересказ произведения С. Аксакова «Гнездо

Источник: maam.ru