Конспект по речевому развитию в старшей группе «В гости к Умке на Северный полюс»

Наталья Короткова
Конспект по речевому развитию в старшей группе «В гости к Умке на Северный полюс»

Цель: развитие речи детей посредством обобщения знаний у детей о животных крайнего Севера.

Задачи:

Образовательные задачи:

1)создание условий для речевого развития детей посредством мелкой моторики;уточнить и расширять знания детей о животных Севера: характере, внешнем виде, повадках, питании, детенышах; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, обогащать словарныйзапас детей; учить рассказывать с опорой по схеме.

2) уточнение, расширение словаря по теме «Север»

Развивающие задачи:

1) развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

1) воспитывать любознательность;

2) развивать интерес и желание любоваться красотой окружающего мира;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Активизация словаря:

Северный полюс, ледокол, штурвал, северное сияние, птичий базар.

Оборудование: Модули мягкие, оборудование для сюжетно-ролевой игры, мультимедиа, пазлы с изображением моржей, мнемотаблицы, мягкий набивной мячик для игры, счетные палочки, схемы для настольной игры.

Ход НОД

Воспитатель с детьми входят в группу, и обращает внимание на гостей. Давайте подарим хорошее настроение нашим гостям и нам:

СЛАЙД 2 Вышло солнце из-за туч,

Протянуло детям луч.

Дети тронули рукою,

Вот ты, солнышко, какое!

Теплый маленький дружок,

Всех поставил нас в кружок,

Собрало друзей вокруг:

Я твой друг, и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся, и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествие начнем!

СЛАЙД 3 Воспитатель: ребята, я для вас приготовила сюрприз, как вы думаете, что может находиться в сундуке?

Дети: (предположения детей).

Воспитатель:А чтобы узнать что там, отгадайте загадку:

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик,

Днём – домой.

Дети: Валенки

СЛАЙД 4 Воспитатель: Отгадали. Посмотрим, что там еще находится. (воспитатель достает варежку, шарф, теплую безрукавку, дети называют все вещи)

Воспитатель:Почему эти вещи лежат в этой коробке?

Дети: Эти вещи для зимы.

Воспитатель: то- есть, какие это вещи?

Дети: зимние вещи

СЛАЙД 5 Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много», например, я говорю один валенок, много…

Дети: валенок

Воспитатель: один шарф, много…

Дети: шарфов

(И так со всеми вещами)

СЛАЙД 6 Воспитатель: скажите, а эти вещи куда бы мы могли взять с собой в путешествие?

Дети: там, где холодно, на Север

Воспитатель: а на юг их можно с собой взять?

Дети: нет, потому что там жарко

Воспитатель: Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: о Северном полюсе.

(слайд № 7 звук SMS сообщения)

Воспитатель: кажется, нам пришло письмо. Хотите узнать от кого оно?

Дети: да

(слайд № 8 открываем, а там говорит Умка)

Умка: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас ко мне в гости, в страну вечных льдов, на Северный полюс.

Воспитатель: Как зовут этого героя?

Дети: Умка

Воспитатель: дети, вы хотите отправиться в гости к Умке?

Дети: Да!

Воспитатель: а на чем мы можем отправиться в путешествие на Северный полюс?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: (слайд № 9 обращаю внимание на слайд, где изображен ледокол)

Воспитатель: дети, посмотрите, что изображено на рисунке?

Дети: корабль

Воспитатель: какой он?

Дети: большой, железный, мощный …

Воспитатель: это не просто корабль, а корабль, который плавает среди огромных льдин – ледокол.

Воспитатель: повторите …

Дети: ледокол

Воспитатель: а почему его так назвали?

Дети: потому что он плавает среди льдов, лед колет.

СЛАЙД 10 Воспитатель: (предлагает построить ледокол из мягких модулей, (звук веселой музыки)

Воспитатель: наш ледокол готов отправиться в плавание, но только нам нужно выбрать капитана (по считалке выбирается капитан)

СЛАЙД 11 Воспитатель: что нам еще понадобится на корабле?

Дети: бинокль, спасательные жилеты

Воспитатель: а для чего они нам нужны?

Дети: для того, чтобы смотреть, нет ли вокруг других кораблей, (другие предположения детей) Щелчок

Воспитатель: итак, мы отправляемся! (слайд № 12 гул корабля)

(слайд № 13 шум шквалистого ветра)

Воспитатель: Как стало холодно! Что же делать?

Дети: Одеть теплые вещи (дети показывают, как одевают на себя одежду)

Воспитатель: Капитан, нет ли впереди препятствий? Что- то видишь?

Ребенок смотрит в бинокль, на экране изображение айсберга (слайд № 14)

Дети: впереди огромная гора (предположения детей)

Воспитатель: как вы думаете, что это такое?

Дети: айсберг

Воспитатель: какой он?

Дети: громадный, ледяной, холодный…

Воспитатель: обойдем его, лево руля, курс держать на север!

Воспитатель: Вот мы и приплыли.

(Выходят из корабля)

Физкультминутка:

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)

(слайд № 15

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто бежит к нам на встречу?

Дети: медвежонок Умка

Умка: ребята, пойдемте со мной, я покажу, где я живу, и кто живет в моей стране.

Дети идут, слышен скрип снега (слайд № 16 звук скрип снега, видят на экране следы? (слайд № 17)

Воспитатель: ребята, посмотрите, на снегу чьи-то следы, как вы думаете, чьи они?

Воспитатель предлагает детям подойти к столу и поиграть в игру «Узнай, чьи это следы?» (соединяем следы по парам)

Воспитатель: ребята, чьи следы вы увидели?

Дети: следы птиц

Воспитатель: значит как их можно назвать?

Дети: птичьи следы (и так со всеми следами: моржа, медвежьи)

Артикуляционная гимнастика:

«Мороз трещит» [щщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой»

Погреем ладошки» [хххх] (сильно, слабо).

Воспитатель: Ребята, Умка чего-то испугался! (слайд № 18

изображение «Умка прячет голову лапами», рычание моржа)

Воспитатель: Кого же испугался Умка? А давайте мы соберем пазлы, и узнаем.

(дети собирают пазлы с изображением моржей)

Воспитатель: дети, что у нас получилось? Кто это?

Дети: морж

Воспитатель: посмотрите на экран (видео с изображением моржей, (слайд № 19

Воспитатель: Чем покрыто тело моржа?

Дети: кожей

Воспитатель: у моржа толстая кожа, значит он какой?

Дети: толстокожий

Воспитатель: Зачем моржу столько много жира?

Дети: чтоб не замерзнуть в холодной воде.

Воспитатель: Как называются ноги моржа?

Дети: ласты.

Воспитатель:значит, как его можно назвать?

Дети: ластоногий

Воспитатель: Морж какой?

Дети: клыкастый, неуклюжий на суше, ловкий в воде, ластоногий, сильный.

Воспитатель: Что еще есть у моржа на морде?

Дети: Клыки.

Воспитатель: значит о нем можно сказать, что он…

Дети: клыкастый

Воспитатель: Для чего они нужны моржу?

Дети: Длинные клыки нужны для защиты от врагов, помогать при выходе из полыньи, движении по льду.

Воспитатель: назовите семью моржа?

Дети: папа-морж, мама-моржиха, детеныш- моржонок.

(слайд № 20 (голоса птиц, видео «Птичий базар»)

Воспитатель: посмотрите, как много птиц, для чего они здесь собрались, почему их так много?

Дети: здесь много рыбы

Воспитатель: а какие это птицы?

Дети: предположения детей

слайд № 21 Воспитатель: Это белые чайки, поморники, кайры и другие птицы.

Воспитатель: На скалистых берегах селятся много птиц, т. к. рядом рыба. Большое скопление птиц называют – птичьи базары.

Воспитатель: а почему говорят «птичий базар»?

Дети: очень много шума, много птиц

Воспитатель: а я вам предлагаю поиграть в игру «Выложи рыбу по схеме» (игра в парах)

(слайд № 22 изображение «Северного сияния» (включается «северное сияние» в группе)

Воспитатель: Ребята, что же это такое?

Дети: Северное сияние

Воспитатель: Северное сияние – красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее.

Воспитатель: Северное сияние бывает то яркое…

Дети: то тусклое

Воспитатель: бывает разноцветным, а бывает…

Дети: одноцветным

Воспитатель: то белым…

Дети: то черным

Воспитатель: а каким еще можно назвать северное сияние?

Дети: разноцветным, ярким, лучистым, красивым….

Воспитатель обращает внимание на экран (слайд № 23)

Воспитатель: а эти следы чьи?

Дети: следы медведя

Воспитатель: какие они?

Дети: большие, огромные

Воспитатель: ребята, давайте подойдем к мольберту, посмотрим на схему и попробуем рассказать о медведе. (дети рассказывают про белого медведя по мнемотаблице).

Воспитатель: назовите семью белого медведя?

Дети: папа- медведь, мама- медведица, детеныш- медвежонок.

(гул корабля (слайд №)

Воспитатель: ребята, а нам пора возвращаться на ледокол. (дети садятся в ледокол, одевают жилеты)

Воспитатель: поднять якоря, курс держим в детский сад, но нам нужно попрощаться с Умкой. (слайд № … Умка прощается с детьми)

Умка: до свидания, ребята, до новых встреч!

Дети: до свидания, Умка!

(слайд № … показ видео, как ледокол плывет по океану, музыка фоном)

Воспитатель: ребята, что интересного вам запомнилось на Северном полюсе?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Кого встретили?

Дети: ответы детей

Воспитатель: вот мы и приплыли домой. Ребята, если вам было сегодня интересно,подойдите к столу, возьмите ниточку и сделайте бусы из красных пуговиц, а если вам было не интересно, сделайте бусы из черных пуговиц.

Источник: maam.ru