Конспект по речевому развитию в старшей группе «В гости к Умке на Северный полюс»
Наталья Короткова
Конспект по речевому развитию в старшей группе «В гости к Умке на Северный полюс»
Цель: развитие речи детей посредством обобщения знаний у детей о животных крайнего Севера.
Задачи:
Образовательные задачи:
1)создание условий для речевого развития детей посредством мелкой моторики;уточнить и расширять знания детей о животных Севера: характере, внешнем виде, повадках, питании, детенышах; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, обогащать словарныйзапас детей; учить рассказывать с опорой по схеме.
2) уточнение, расширение словаря по теме «Север»
Развивающие задачи:
1) развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
1) воспитывать любознательность;
2) развивать интерес и желание любоваться красотой окружающего мира;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Активизация словаря:
Северный полюс, ледокол, штурвал, северное сияние, птичий базар.
Оборудование: Модули мягкие, оборудование для сюжетно-ролевой игры, мультимедиа, пазлы с изображением моржей, мнемотаблицы, мягкий набивной мячик для игры, счетные палочки, схемы для настольной игры.
Ход НОД
Воспитатель с детьми входят в группу, и обращает внимание на гостей. Давайте подарим хорошее настроение нашим гостям и нам:
СЛАЙД 2 Вышло солнце из-за туч,
Протянуло детям луч.
Дети тронули рукою,
Вот ты, солнышко, какое!
Теплый маленький дружок,
Всех поставил нас в кружок,
Собрало друзей вокруг:
Я твой друг, и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествие начнем!
СЛАЙД 3 Воспитатель: ребята, я для вас приготовила сюрприз, как вы думаете, что может находиться в сундуке?
Дети: (предположения детей).
Воспитатель:А чтобы узнать что там, отгадайте загадку:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик,
Днём – домой.
Дети: Валенки
СЛАЙД 4 Воспитатель: Отгадали. Посмотрим, что там еще находится. (воспитатель достает варежку, шарф, теплую безрукавку, дети называют все вещи)
Воспитатель:Почему эти вещи лежат в этой коробке?
Дети: Эти вещи для зимы.
Воспитатель: то- есть, какие это вещи?
Дети: зимние вещи
СЛАЙД 5 Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много», например, я говорю один валенок, много…
Дети: валенок
Воспитатель: один шарф, много…
Дети: шарфов
(И так со всеми вещами)
СЛАЙД 6 Воспитатель: скажите, а эти вещи куда бы мы могли взять с собой в путешествие?
Дети: там, где холодно, на Север
Воспитатель: а на юг их можно с собой взять?
Дети: нет, потому что там жарко
Воспитатель: Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: о Северном полюсе.
(слайд № 7 звук SMS сообщения)
Воспитатель: кажется, нам пришло письмо. Хотите узнать от кого оно?
Дети: да
(слайд № 8 открываем, а там говорит Умка)
Умка: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас ко мне в гости, в страну вечных льдов, на Северный полюс.
Воспитатель: Как зовут этого героя?
Дети: Умка
Воспитатель: дети, вы хотите отправиться в гости к Умке?
Дети: Да!
Воспитатель: а на чем мы можем отправиться в путешествие на Северный полюс?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: (слайд № 9 обращаю внимание на слайд, где изображен ледокол)
Воспитатель: дети, посмотрите, что изображено на рисунке?
Дети: корабль
Воспитатель: какой он?
Дети: большой, железный, мощный …
Воспитатель: это не просто корабль, а корабль, который плавает среди огромных льдин – ледокол.
Воспитатель: повторите …
Дети: ледокол
Воспитатель: а почему его так назвали?
Дети: потому что он плавает среди льдов, лед колет.
СЛАЙД 10 Воспитатель: (предлагает построить ледокол из мягких модулей, (звук веселой музыки)
Воспитатель: наш ледокол готов отправиться в плавание, но только нам нужно выбрать капитана (по считалке выбирается капитан)
СЛАЙД 11 Воспитатель: что нам еще понадобится на корабле?
Дети: бинокль, спасательные жилеты
Воспитатель: а для чего они нам нужны?
Дети: для того, чтобы смотреть, нет ли вокруг других кораблей, (другие предположения детей) Щелчок
Воспитатель: итак, мы отправляемся! (слайд № 12 гул корабля)
(слайд № 13 шум шквалистого ветра)
Воспитатель: Как стало холодно! Что же делать?
Дети: Одеть теплые вещи (дети показывают, как одевают на себя одежду)
Воспитатель: Капитан, нет ли впереди препятствий? Что- то видишь?
Ребенок смотрит в бинокль, на экране изображение айсберга (слайд № 14)
Дети: впереди огромная гора (предположения детей)
Воспитатель: как вы думаете, что это такое?
Дети: айсберг
Воспитатель: какой он?
Дети: громадный, ледяной, холодный…
Воспитатель: обойдем его, лево руля, курс держать на север!
Воспитатель: Вот мы и приплыли.
(Выходят из корабля)
Физкультминутка:
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
(слайд № 15
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто бежит к нам на встречу?
Дети: медвежонок Умка
Умка: ребята, пойдемте со мной, я покажу, где я живу, и кто живет в моей стране.
Дети идут, слышен скрип снега (слайд № 16 звук скрип снега, видят на экране следы? (слайд № 17)
Воспитатель: ребята, посмотрите, на снегу чьи-то следы, как вы думаете, чьи они?
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и поиграть в игру «Узнай, чьи это следы?» (соединяем следы по парам)
Воспитатель: ребята, чьи следы вы увидели?
Дети: следы птиц
Воспитатель: значит как их можно назвать?
Дети: птичьи следы (и так со всеми следами: моржа, медвежьи)
Артикуляционная гимнастика:
«Мороз трещит» [щщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой»
Погреем ладошки» [хххх] (сильно, слабо).
Воспитатель: Ребята, Умка чего-то испугался! (слайд № 18
изображение «Умка прячет голову лапами», рычание моржа)
Воспитатель: Кого же испугался Умка? А давайте мы соберем пазлы, и узнаем.
(дети собирают пазлы с изображением моржей)
Воспитатель: дети, что у нас получилось? Кто это?
Дети: морж
Воспитатель: посмотрите на экран (видео с изображением моржей, (слайд № 19
Воспитатель: Чем покрыто тело моржа?
Дети: кожей
Воспитатель: у моржа толстая кожа, значит он какой?
Дети: толстокожий
Воспитатель: Зачем моржу столько много жира?
Дети: чтоб не замерзнуть в холодной воде.
Воспитатель: Как называются ноги моржа?
Дети: ласты.
Воспитатель:значит, как его можно назвать?
Дети: ластоногий
Воспитатель: Морж какой?
Дети: клыкастый, неуклюжий на суше, ловкий в воде, ластоногий, сильный.
Воспитатель: Что еще есть у моржа на морде?
Дети: Клыки.
Воспитатель: значит о нем можно сказать, что он…
Дети: клыкастый
Воспитатель: Для чего они нужны моржу?
Дети: Длинные клыки нужны для защиты от врагов, помогать при выходе из полыньи, движении по льду.
Воспитатель: назовите семью моржа?
Дети: папа-морж, мама-моржиха, детеныш- моржонок.
(слайд № 20 (голоса птиц, видео «Птичий базар»)
Воспитатель: посмотрите, как много птиц, для чего они здесь собрались, почему их так много?
Дети: здесь много рыбы
Воспитатель: а какие это птицы?
Дети: предположения детей
слайд № 21 Воспитатель: Это белые чайки, поморники, кайры и другие птицы.
Воспитатель: На скалистых берегах селятся много птиц, т. к. рядом рыба. Большое скопление птиц называют – птичьи базары.
Воспитатель: а почему говорят «птичий базар»?
Дети: очень много шума, много птиц
Воспитатель: а я вам предлагаю поиграть в игру «Выложи рыбу по схеме» (игра в парах)
(слайд № 22 изображение «Северного сияния» (включается «северное сияние» в группе)
Воспитатель: Ребята, что же это такое?
Дети: Северное сияние
Воспитатель: Северное сияние – красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее.
Воспитатель: Северное сияние бывает то яркое…
Дети: то тусклое
Воспитатель: бывает разноцветным, а бывает…
Дети: одноцветным
Воспитатель: то белым…
Дети: то черным
Воспитатель: а каким еще можно назвать северное сияние?
Дети: разноцветным, ярким, лучистым, красивым….
Воспитатель обращает внимание на экран (слайд № 23)
Воспитатель: а эти следы чьи?
Дети: следы медведя
Воспитатель: какие они?
Дети: большие, огромные
Воспитатель: ребята, давайте подойдем к мольберту, посмотрим на схему и попробуем рассказать о медведе. (дети рассказывают про белого медведя по мнемотаблице).
Воспитатель: назовите семью белого медведя?
Дети: папа- медведь, мама- медведица, детеныш- медвежонок.
(гул корабля (слайд №)
Воспитатель: ребята, а нам пора возвращаться на ледокол. (дети садятся в ледокол, одевают жилеты)
Воспитатель: поднять якоря, курс держим в детский сад, но нам нужно попрощаться с Умкой. (слайд № … Умка прощается с детьми)
Умка: до свидания, ребята, до новых встреч!
Дети: до свидания, Умка!
(слайд № … показ видео, как ледокол плывет по океану, музыка фоном)
Воспитатель: ребята, что интересного вам запомнилось на Северном полюсе?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Кого встретили?
Дети: ответы детей
Воспитатель: вот мы и приплыли домой. Ребята, если вам было сегодня интересно,подойдите к столу, возьмите ниточку и сделайте бусы из красных пуговиц, а если вам было не интересно, сделайте бусы из черных пуговиц.
Источник: