Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Вежливые слова»
Кирсанова Татьяна
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Вежливые слова»
Цель: обогащать словарь и активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости.
Задачи: учить способам общения между людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого общения, комплимент; развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность; формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику); воспитывать потребность проявлять доброту и другие гуманные чувства без напоминания, по собственному желанию; воспитывать необходимость в общении друг с другом; систематизировать и обогащать правила доброго, вежливого поведения.
Предварительная работа: беседа о вежливости (раскрываем сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям (воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям). Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебные слова», С. Маршака «Урок вежливости»,Б. Заходера «Очень вежливый индюк», Л. Н. Толстого «Два товарища», «Косточка» .Знакомство с правилами общения. Прослушивание и разучивание песен о добре и дружбе, Разучивание стихотворений, чтение пословиц.
Словарная работа: вежливость, учтивость, корректность, предупредительность, обходительность, любезность, деликатность, спасибо, здравствуйте, пожалуйста, привет, комплимент.
Материал: маски-шапочки разных животных, игрушечные заяц и котенок, «Цветок добрых слов», «Дерево вежливых слов».
Технические средства: компьютер.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Методы и приемы: Словесные: рассказ, беседа, вопросы, обсуждение, чтение, заучивание пословиц. Наглядно-демонстрационные: ИКТ;
Практические: самостоятельное раскрашивание.
Игровые: игры.
-2-
Содержание организационной деятельности детей.
Введение игрового момента.
Дети произвольно сидят на ковре. Воспитатель организует игру «Пора вставать».
В. Мои детки, мои детки.
Мои детки крепко спят,
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят. Вот так!
Воспитатель и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о!» (несколько раз). Затем воспитатель громко говорит:
В. Солнце встало! Хватит спать!
Хватит спать! Пора вставать!
Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).
В. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!
Дети отвечают словами приветствия и вместе с воспитателем говорят:
Д. Солнце встало! Хватит спать!
Хватит спать! Пора вставать!
Здравствуйте!
Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в игру «Не сердись, улыбнись».
Каждый ребенок поворачивает голову к рядом стоящим детям (справа и слева, смотрит ему в глаза и говорит очень ласково, улыбаясь: «Не сердись, улыбнись».
Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг к другу с этой просьбой.
В. Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Он очень любит здороваться и хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним. Но учтите: каждый должен сделать это по-разному, по-своему.
Дети подходят и приветствуют зайчика, каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.
В. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик?
Д. Ему хорошо, он радуется, улыбается, потому, что он понял, что мы рады ему, что мы любим его.
В. Давайте и мы улыбнемся зайчику и друг другу еще раз. Дети улыбаются.
В. А что вы сейчас чувствуете?
(Ответы детей).
В. Мне кажется, что нам так хорошо оттого, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?
Д. Здравствуйте! Доброе утро! Мы тебе рады! И т. д.
В. А что означают «волшебные», вежливые слова вы помните?
-3-
Д. Конечно помним (Ответы).
В. Молодцы, ребята! Произнося вежливые слова, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным. Послушайте, как сказано об этом в стихотворениях. Дети читают стихи.
Добрый день
«Добрый день» — тебе сказали,
«Добрый день» — ответил ты,
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Здравствуйте.
Здравствуйте, ты скажешь человеку,
Здравствуй, улыбнется он в ответ
И наверно, не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет.
Будьте добры.
Будьте добры – это я говорю по секрету
Будьте добры – и не ждите за это конфету,
Будьте добры – без игры и во время игры,
Если сумеете, будьте скорее добры.
Пожалуйста.
Отмените, что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Доброе утро.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! – солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
В. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Дети разыгрывают и обсуждают игровую ситуацию: «Сидят две девочки. К одной подходит мальчик и говорит: «Здравствуй!». К другой девочке подходит другой мальчик. Он говорит: «Здравствуй, Таня!».
В. Какое приветствие вам больше понравилось? Почему?
Д. Ответы.
В. Да, оказывается наши имена – тоже волшебники. Почему?
Д. Обращаются именно к тебе, тебя помнят.
В. Значит, при приветствии надо сказать не только «Здравствуй», но и назвать того, с кем здороваешься, по имени.
В. А сейчас мы опять будем играть. Игра называется «Вежливые отгадки».
Ход игры: дети встают в круг, выбирается водящий; он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся угадать,
-4-
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из них. Он должен обратиться к водящему с приветствием типа «Здравствуй, Ванечка!» и произнести похвалу, т. е. «комплимент», например: «как красиво ты сегодня причесан», а водящий должен угадать, кто произнес похвалу. (Важно, чтобы для «развертывания» комплимента дети использовали имена собеседников с ласкательным суффиксом и находили слова для похвалы конкретному человеку. Надо следить за тем, чтобы дети не повторялись, стимулировать их на употребление разных формул. У каждого ребенка надо найти что-нибудь хорошее). Чей комплимент угадан, становится водящим и занимает место в центре круга.
В. Здороваться друг с другом не только люди, но и животные и даже растения. Воспитатель разбивает детей на пары, дает маски-шапочки животных. Дети показывают, как здороваются «их» животные, используя разную интонацию, мимику, жесты. (Используется показ слайдов).
В. Следующая наша игра называется «Пожалуйста».
Ход игры: дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребенку и говорит:
«Пожалуйста!» Тот отвечает: «Спасибо!» — и показывает такое же движение. Затем ребенок «передает» движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» — и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.
В. Посмотрите, ребята, зайчонок очень доволен вами: вы умеете здороваться, говорить «вежливые слова». А кто знает, как надо правильно предлагать что-то? Забыли? Сейчас вспомним. Зайчик к нам в гости пришел не одни. Он привел с собой котенка. Вот он (показывает). Давайте рассмотрим его. Какой он?
Дети разглядывают котенка, подбирают для него слова: беленький, мягкий, пушистый, ласковый и т. д.
В. А теперь передайте его друг другу, соблюдая правила вежливости: передавать прямо в руки, глядя в глаза тому, кому передаешь, ласково называя его, например: «Ванечка, возьми, пожалуйста! Спасибо».
Беседа «Зачем нужны правила?»
В. Ребята, скажите, пожалуйста, где люди соблюдают правила?
Д. В транспорте, на улице, за столом, при знакомстве…
В. Ребята, а кто придумал правила? Зачем?
Д. Правила придумали люди.
В. Когда говорим «правильно», что имеем ввиду?
-5-
Д. Жить по правилам: ни кого не обижать, уважительно относиться к взрослым, уважать друг друга, не говорить плохие слова и т. д.
В. Люди по-разному поступают и действуют. Мы должны уметь оценивать поступки других, но можем оценить и себя. Например: «Я поступил хорошо, когда уступил место», «Я сделал правильно» (т. е. по правилам). Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило).
Д. Конечно, надо пропустить взрослого…
В. Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был несправедлив с вами, что вы тогда чувствовали? А может быть, кто-нибудь из вас случайно был неловок и невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь? (педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам).
Д. (Ответы детей).
В. Ребята, вы бы что выбрали: жить по правилам или без правил? Почему?
Д. Жить по правилам, тогда все вырастают добрыми и вежливыми.
В. Да, ребята, вежливые слова и вежливые поступки творят чудеса. Они делают людей добрее, лучше и чище душой. Добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными. Даже самая «маленькая доброта» приятна и нужна людям. Например, тихо затворить дверь (не хлопать, не шуметь в спальне, когда все уже легли и т. д. Я думаю, что вежливые слова вам пригодятся в жизни
В. Ребята, а кто вспомнит пословицы о вежливости, добре? (Дети по очереди проговаривают пословицы и объясняют их значение). 1. Ласковое слово, что весенний день. 2. Ласковое слово не трудно сказать. 3. Добрые слова дороже богатства. 4. Добро творить – себя веселить. 5. Слово лечит и слово калечит. 6. Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. (Заучивание нескольких пословиц по выбору детей).
В. Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, что принесли нам в подарок зайчик и котенок. Цветок. Необыкновенный! Он называется «Цветок добрых слов». Почему, как вы думаете?
-6-
Д. Конечно, потому что на каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке, другу, а также к себе. Давайте произнесем эти слова. (Дети произносят слова).
В. А теперь давайте вместе раскрасим лепестки в разные цвета, чтобы наш цветок стал ярким и красивым. (Дети самостоятельно раскрашивают лепестки цветка. Выполнение коллективной работы еще больше сближает их).
В. Ребята, давайте сделаем зайчику и котенку сюрприз. Давайте подарим им «Дерево вежливых слов». (Дети размещают на заранее нарисованном дереве известные им вежливые слова).
Итог занятия.
Ребята, мне, а также зайчику и котенку очень понравилось наше занятие. А вы знаете, что в каждом из вас есть маленькое солнце? Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Дарите всем по солнышку – частичку доброты. Слова любви и нежности дарите людям, как цветы.
Мы вас благодарим и говорим вам большое спасибо!
Список используемой литературы.
1. Большой энциклопедический словарь. Педагогический словарь.
2. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Православная культура для малышей «Добрый Мир».
Источник: