Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес»

Светлана Александровна Мажова
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

Задачи:

• учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами подбирать характерный и специфичный признак предмета;

• закрепить знания о домашних и диких животных

• развивать творческое воображение, фантазию

• воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картина с зимним пейзажем; картинки с изображением следов: зайца, лисы, вороны; картинка – берлога; картинки для игры «Дикие и домашние животные»; «Нарядим елочку»; искусственная елка; музыкальная композиция: Чайковский «Январь», «Декабрь», «Танец снежных хлопьев»; альбомные листы с нарисованными на них узорами восковыми мелками; гуашь голубого цвета.

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, познание, физическое развитие.

Предварительная работа:

• игры с использованием ТРИЗ-технологии

Методы и приемы:

• Словестный

• Наглядно-демонстративный

• Игровой

• Метод контроля

• Проблемно-поисковый

Технологии:

• Деятельностный подход

• Здоровьесберегающие технологии

• Игровые технологии

• Технология развивающего обучения

• Технология проблемного обучения

Ход образовательной деятельности.

Вводная часть.

Организационный момент, мотивация, введение в проблему.

Педагог: Ребята, какой праздник приближается? Верно. А кто знает главный символ Нового года? (Ёлка). А у нас её нет!

Давайте отправимся за ёлочкой в лес.

На чем бы нам было бы удобно поехать в лес? Послушайте. (Звучит звук запряженных лошадей в сани).

Основная часть

Педагог: А пока едим, я буду вам рассказывать про лес, вы слушайте и смотрите, может быть, кого-то увидим или услышим.

(Звучит музыка Чайковского «Январь», воспитатель читает рассказ

(см. Приложение №1) о зимнем лесе и обращает внимание детей на картину)

Вопросы по прослушанному рассказу с опорой на картину.

— Кого вы встретили в зимнем лесу?

— Какие следы у зайца? Покажите где следы зайца?

— На чьи следы похожи следы лесы?

— Зачем лиса разрыла снег?

— Как выглядит снаружи берлога медведя?

— Дети, о каких животных мы сейчас говорили?

(Проводится игра «Помоги животным». Диких животных размещают в лесу, домашних на ферме).

Физкультминутка (см. Приложение №2).

Педагог: А сейчас садимся в сани и едем дальше.

— Ой, какие сугробы, нам не проехать!

(Проводится игра «Доскажи словечко»).

Педагог: вот теперь мы можем садиться в сани и ехать дальше.

(Проведение пальчиковой игры «Как на горке снег» см. Приложение №2).

А вот и елочка красавица!

(Применение технологии -ТРИЗ метода «Мозгового штурма», игра «Выбери самое главное» Педагог называет объект (елочка, дети передавая снежинку называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный. (Запах).

Педагог: Ребята, а елочка что-то грустная!

— Кто догадается почему?

— Верно, на ней нет игрушек!

(Проведение игры «Назови ласково». Дети достают из сундучка игрушку, называют её ласково и вешают на ёлку).

Педагог: Вот и ёлочка повеселела.

— А сейчас мы елочку срубим и унесем из леса? Вы согласны?

(Дети высказывают свое мнение и все вместе останавливаются на том, чтобы оставить ёлку в лесу, лесным зверятам).

Педагог: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад, садимся в сани и едим обратно.

Заключительная часть.

(Пока дети «возвращаются обратно», воспитатель проводит рефлексию)

— Ребята, где мы сегодня были?

— Давайте вспомним, кого вы видели в лесу?

— А кого мы встретили, но не увидели? (медведя в берлоге)

— Какой самый главный признак у ёлки?

— Почему мы оставили её в лесу?

— Вот мы и вернулись в группу. А сейчас на память о нашем путешествии, вы нарисуете морозные узоры.

(Педагог проводит рисование нетрадиционной техникой под музыку Чайковского «Танец снежных хлопьев».

Дети закрашивают приготовленные листы с восковыми узорами голубой краской).

Приложение №1

Рассказ «Зимний лес».

Так тихо вокруг. … Постаралась волшебница-зима. И укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветви деревьев и кустарников.

Заснул лес. Не слышно пения птиц, только иногда осыпается снег с еловой шапки – это белка хлопочет, достает свои зимние запасы, да лакомится ими, да зайчиха выскочит из-за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лесы, да от голодного бродяги волка.

Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие.

А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.

А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки-полевки и разрыла её. Наверное, ей удалось пообедать.

А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. И никто не решается его потревожить…

Приложение №2

Пальчиковая игра «Как на горке снег».

Как (поднять указательный палец вверх)

на горке (руками обрисовать «гору»)

снег, снег (поднять руки вверх с раскрытыми пальцами, опускать руки, перебирая пальцами)

И под горкой (показать ладонями углубление)

снег, снег (поднять руки вверх с раскрытыми пальцами, опускать руки, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь (сложить ладони, прижав к уху, сжать кулаки и подставить к голове)

Тише, тише (сложить пальцы и «погрозить» указательным пальцем)

не шуметь (приложить указательный палец к губам).

Физкультминутка

«Падают снежинки»

(под музыку Чайковского «Декабрь»)

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вот лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем

И к саням своим придем.

Источник: maam.ru