Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент»

Аниса Гельмитдинова
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент»</p>

Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент».

Программное содержание

— Расширять представление детей с понятием «башкирский орнамент».

— Формировать эстетический вкус.

— Развивать способность к воображению.

— Воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края.

— Воспитывать нравственное отношение к культуре родного края.

Оборудование

Записи башкирских мелодий, слайды,мультимедийная установка, д/и «Сотки ковер», платочек, украшенный башкирским орнаментом, выставка изделий производства «Агидель», пиалы – заготовки из папье-маше, клей, кисточки, ножницы, цветная бумага, клеенка, тряпочки, голубая лента.

Ход НОД

1 .Вводная часть

/звучит баш. муз. Входят дети и образуют круг. Здравствуйте, дети!

Дети приветствуют друг друга добрыми словами.

Воспитатель: И еще красивее есть слово

И это слово – Родина моя!

Наша Родина – наше самое большое богатство – республика Башкортостан, где мы живем.

«Круг радости».

Берите голубую ленту и представьте, как будто это граница нашей республики. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга. Вот мы оказались внутри нашей ленточки, значит мы граждане своей страны, наша Родина защищает нас и заботится о нас. Давайте порадуем друг друга словами:

Мы дети своей родной страны!

Живем мы в Башкортостане!

И этим мы гордимся!

2. А сейчас присаживайтесь по удобней послушаем легенду /включаем муз

Давным — давно жили 3 женщины. В один прекрасный день вечером они разожгли огонь и завели беседу. Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые ; у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях? Долго думали и решили, что каждая придумает отличающее ее украшение на платье. И что украшение должно иметь свой символ и цвет. Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья, с узорами.

1-я женщина сказала: «Я сделала рисунок солнца, солнце – это символ жизни на земле /показ слайда

2-я женщина сказала: «Я люблю леса и степи башкирские, символ моего платья – зеленый лес.

3-я женщина сказала: «Я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы.

И с тех пор люди стремились выразить свои представления о мире с узорами, т. е орнаментом.

— Что означает слово «орнамент»? / орнамент – это узор.

В РБ проживают люди разной национальности и у каждого народа – есть свои отличительные символы.

2) Мы сегодня поговорим о башкирском орнаменте/ слайд. Стих Р. Б. Даутова

— На какие группы делятся узоры в баш. орнаменте?/геометр., растит.

Давайте их рассмотрим.

Кускар- бараньи рога – символ скотоводства трав, плодородия, ромб – символ земледелия, гусиная лапка.

— Как располагаются узоры?/симметрично повторяются, следуют друг за другом

— Какие цвета считаются основными в баш. орнаменте?/кр. ,зел. ,желтый, белый, черный

— Какие фигуры используются в баш. орнаменте?/ромбы, треугольники, зигзаги, круги, завитки, паралельные косые линии

— Что украшали башкиры орнаментом?/посуду, одежду, обувь, ковры, полотенца, занавески, постельное белье, изделия из кожи, домашний утварь/

Украшая изделия, башкиры говорили элементами орнамента о своей жизни, быте, семье, традициях, природе, о красоте своей души.

3) Д/и «Собери ковер»

4) П/и «Спрячу платочек».

5) Рассматривание изделия из дерева.

И мы сделали вот такие пиалы, раскрасили. Чем отличаются наши пиалы?/нет узора

— Мы можем исправить?/надо украсить орнаментом

— Какие фигуры будете использовать?

— Давайте вспомним правила наклеивания и пользования ножницами

При работе можно использовать разные приемы вырезания: вырезать элементы из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо или гармошкой, силуэтное вырезывание

А башкирская мелодия поможет вам при работе. Башкирская пословица гласит: «Кто без дела, тот без сил». Желаю всем творческих успехов!

Самостоятельная работа.

Физминутка:

Мы узоры изучали и немножечко устали

А теперь давайте с вами мы подвигаем руками

Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем

А потом их разведем и скорей к себе прижмем.

А теперь быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей!

Итог работы. Выставляем работы на выставку.

Источник: maam.ru