Конспект НОД познавательное развитие «Зима» в старшей группе
Светлана Александровна Мажова
Конспект НОД познавательное развитие «Зима» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.
Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.
Задачи:
Обучающие:
— Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
— Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Развивающие:
— Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;
— Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
— Активизировать словарь детей по теме «Зима»
Воспитательные:
— Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
— Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
— Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и рассказов о зиме, рассматривание изображения зимнего пейзажа.
Организация детей:
Дети сидят на стульчиках. На проекторе открыт первый слайд презентации.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! И она очень хочет узнать, что же мы знаем о ней.
«Году конец и начало зиме!»
— Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в. (Декабре)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано -. (Январь)
Январь в народе называют «Студень», это самый холодный и ветреный месяц в году.
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он -. (Февраль)
Сейчас, давайте дети посмотрим, что у нас на изображении:
Показ воспитателем репродукци пейзажа Зима.
Ребята, что изображено? Ответы детей (зима, лес, снег)
Все верно, но правильно будет назвать эти картина зимнего пейзажа. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин: (показывает портрет поэта).
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Берега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Я вижу, вам понравилось это стихотворение. А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые (снежинки).
На посёлки, на лужок.
Всё спускается (снежок).
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик.
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Эта девочка — (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой (снегири).
в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Присаживаемся на свои места, я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.
Вопросы:
1. Какие изменения произошли природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды.
2. Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду.
3. А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма.
4. Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь?. Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице.
5. Так, а, что происходит с растениями зимой? (ответы детей) Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья.
6. А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (ответы детей) Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега, еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков.
7. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленница.
Ребята, вы у меня молодцы. Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.
Композитор Петр Ильич Чайковский, сочинил произведение, которое называется «Времена года». Послушайте отрывок из этого произведения. (Дети слушают музыку). Ребята, правда, чудесное произведение!
Подведение итогов НОД (рефлексия):
А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме.
Источник: