Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к Солнышку»
Маршина Елена
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к Солнышку»
ОО «Речевое развитие»
Цель:
— совершенствование форм и методов работы по развитию у дошкольников художественно-речевой активности в процессе ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
Развивающие:
— развивать способность к освоению переносного значения слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова;
— активизировать и расширять словарь детей по теме НОД;
— развивать память, воображение, внимание детей.
Образовательные:
— учить воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием;
— учить подбирать синонимы к глаголам, строить антонимические ряды к заданному определению.
— учить подбирать фразеологизм и показывать ситуацию, соответствующую ФО.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к сказкам;
— воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками.
Методы и приёмы:
Словесный:
— беседа по содержанию сказки с использованием наводящих вопросов и с использованием ИКТ;
— речевая игра «Назови ласково» (словообразование);
— словесная игра «Скажи наоборот» (подбор синонимов).
Наглядный:
— рассматривание иллюстраций к сказке, использование ИКТ с демонстрацией заданий по сказке;
Практический:
— сюрпризный момент с созданием атмосферы «сказочности»;
— моделирование Солнышка с помощью прищепок.
Здоровье-сберегающий компонент:
— самомассаж «Становитесь в круг играть»;
— физминутка.
Интеграция с другими ОО:
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная,
Результативность: После НОД ребята будут обращать внимание на «крылатые выражения» и будут применять их в речи. А так же пополнится их словарный запас.
Ход занятия:
Дети встают в круг и предлагается выполнить САМОМАССАЖ:
1-2-3-4-5- становитесь в круг играть.
Ручками стираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху-вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки.
А потом тихонько трогаем за щёчки.
— Ребята, пока мы с вами играли, я обратила внимание на красивый сундучок.
Он волшебный, потому что, не открывается. А вот что с боку написано:
«Чтобы открыть сундучок,
Нужно собрать 5 ключей.
Каждый ключ – правильно
Выполненное задание».
Друзья из сказки
«У Солнышка в гостях».
— Хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания? Тогда начинаем…
— Найдем ключ с цифрой 1, а вот и первое задание:
«Как вы понимаете выражение?»: (с картинками)
«Однажды большая туча занавесила небо» — как можно сказать по-другому? (ответы детей).
«Загрустили цыплята» — подберите слова, чтобы сказать, какими они стали. А когда разбудили Солнышко, то какими стали цыплята? (ответы детей)
«Где же вы его найдёте? – закудахтала наседка» — как можно сказать, что она сделала. (ответы детей)
«Макушка высокой горы» — что еще можно назвать «макушкой».
«Нахлобучил шапку» — (надел очень быстро).
«Переправились на челноке через ручей» — (переплыли на лодке).
— Молодцы! Справились с первым заданием, получите ключ.
— Прежде, чем искать следующий ключ, давайте вспомним, как друзья будили Солнышко? (рассматриваем картинки на компьютере)
Цыплята — …запищали.
Сорока — …затрещала.
Утка — …закрякала.
Заяц – ушами захлопал.
— Каким увидели друзья Солнышко? (заспанным, сонным). А каким оно показалось на небе? (чистым, ярким, золотистым).
— А вот и ещё один ключ под цифрой 2,
и задание – «Назови наоборот» (с мячом)
Маленьких обижать плохо, а защищать — … (хорошо)
Трава низкая, а дерево — … (высокое)
Ручеёк узкий, а река — (широкая)
Цыплята были грустные, а когда разбудили Солнышко — … (весёлыми)
Ночью темно, а днём — … (светло)
В дождь сыро, а солнечным днём — … (сухо)
— Отлично! И с этим заданием вы справились, заработали ключ!
— А вот и следующий ключ, и нам надо выполнить физминутку:
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдём направо.
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём –
И опять играть начнём.
— Заработали ещё один ключ. Давайте посчитаем, сколько у нас ключей (3). Может, уже достаточно? (нет). Сколько нам нужно собрать всего ключей? (5)
Сколько не хватает? (2). Идём дальше собирать ключи!
— Вот, четвёртый ключ с заданием: цыплята очень маленькие, но не побоялись отправиться на поиски Солнышка. И все друзья тоже, какие? (смелые)
— Давайте попробуем назвать их ласково:
Курица — … курочка
Цыплёнок — … цыплёночек
Заяц — … зайчонок
Улитка — … улиточка
Утка — … уточка
Ёж -… ежонок.
— Получили уже четвёртый ключ! Осталось ещё … (один ключ) добыть.
— Ч его не хватало Солнышку за тучкой? Помочь Солнышку смогли только самые дружные герои.
— Давайте посмотрим на картинки с «КРЫЛАТЫМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ» и попробуем подобрать нужную к сказке.
(Рассматривают картинки)
«Ни пуха, ни пера» — подходит.
«Друзья – не разлей вода» — подходит.
«Душа в душу» — подходит.
«Лить крокодиловые слёзы» — не подходит.
«Глаза разбежались» — не подходит.
— Как назвать одним словом тех, кто спасал Солнышко? (друзья, товарищи)
Это называется ВЗАИМОПОМОЩЬ!
— Сколько у нас ключей? (5)
— Теперь мы сможем открыть сундучок…
Открываем, а там Солнышко и прищепки.
— Чего-то не хватает этому Солнышку. Давайте прикрепим лучики. Вот и получилось у нас лучистое Солнышко. Оно будет согревать нашу группу своим теплом и напоминать о дружбе между детьми.
РЕФЛЕКСИЯ:
— Благодаря чему героям сказки удалось справиться с трудной задачей?
— Мы с вами тоже были какие? (дружные)
— Смогли мы открыть сундучок?
— Мы отлично потрудились, даже Солнышко нам улыбнулось!
— Не забывайте, что нужно другу приходить на помощь!
Источник: