Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе пересказ М. Пришвина «Золотой луг»

Бухаева Елена Виссарионовна
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе пересказ М. Пришвина «Золотой луг»

Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

-учить детей пересказывать литературный текст;

-познакомить с новыми понятиями;

-развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

-развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

Оборудование: Портрет писателя М. Пришвина, фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

Ход НОД:

-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух.

И превратился в пух. (Одуванчик)

-Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

— Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

-А что вы знаете об этом цветке?

Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

— Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу».

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует. (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым.

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка. (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Основная часть:

-Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Игра на внимание-«утро, день, вечер»

По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде

«вечер» опять приседают.

Пересказ.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Итог занятия.

-Понравились ли вам игры?

-Чем вы сегодня занимались?

-С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?

-Кто герой рассказа?

-А вам нравятся одуванчики?

-Ребята, спасибо за внимание! До свидания!

Источник: maam.ru