Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели скотного двора» для средней группы

Анна Калёнова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели скотного двора» для средней группы

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о домашних животных, о их значении в жизни человека.

Задачи:

— Закреплять знание детей о домашних животных и их роли в жизни людей;

— Закреплять умение координировать речь с движениями, отвечать полным ответом на вопрос воспитателя;

— Воспитывать умение детей слушать друг друга;

— Развивать умение проводить аналогию между предметами и их значением;

— Развивать умение сравнивать и обобщать функции предметов и животных.

Материал: картина с изображением скотного двора, иллюстрации-замок, грузовик, будильник, собака, щенок, лошадь, жеребенок, петух, курица, цыплята, свинья, поросенок, кошка, котенок, корова, теленок, лось, волк.

Ход НОД:

Педагог предлагает детям сесть на стулья на ковре полукругом около магнитной доски.

В. : — Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в гости! В начале я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте, потом ответьте, как называется место, о котором в нём рассказывается:

Что за шум стоит вокруг?

Громко лает старый пёс,

Вот заржали кони вдруг:

Конюх им овса принёс.

Здесь мычит корова: «Му-у»,

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму,

Что за странный это двор?

Там сарай, за ним-конюшня,

Место есть для конуры

И лужок для непослушной,

Очень шумной детворы,

Где ягнята, жеребята,

И козленок, и щенок,

И смешные поросята-

Все резвились, кто как мог.

Летом там для всех раздолье,

Прогуляться за село

Выпускают стадо в поле,

А зимой назад-в тепло.

Их накормят, и напоят,

И жилище приберут,

И причешут, и помоют,

Если нужно-подстригут.

Человек заботлив очень,

Верный пёс на то в ответ

Стережёт жилище ночью

Вот уж много, много лет.

А корова нам подарит

Сыр, сметану, молоко.

Лошадь грузы переправит,

Хоть ей это нелегко,

Из овечьей теплой шерсти

Люди вяжут свитера.

Сколько пользы нам приносят

Обитатели двора! (С. А. Васильева)

Д. : — Это скотный двор!

В. : — Правильно, это скотный двор! (Педагог достает картину с изображением скотного двора, прикрепляет её к магнитной доске магнитом). Ребята, сейчас внимательно посмотрим на картину на доске и по очереди перечислим всех кто здесь изображен. (Дети должны назвать козу, овцу, корову, лошадь, свинью, петуха, курицу, гуся, собаку и кошку). Скажите как называются все эти животные?

Д. : — Домашние животные.

В. : — Почему они называются домашними?

Д. : — Потому что живут рядом с человеком и его домом.

В. : — А для чего человек держит возле себя лошадь, корову, козу, овцу, гусей, куриц, петуха, собаку и кошку?

Д. : — Человек держит возле себя корову и козу потому, что они дают молоко, лошадь помогает перевозить груз, собака сторожит дом, кошка ловит мышей, гуси и куры несут яйца, петух будит по утрам.

В. : — Ребята, а теперь назовите животных, которые живут с человеком только в деревне.

Д. : — В деревне с человеком живут корова, лошадь, свинья, гуси, курицы и петух.

В. : — А какие животные живут с человеком везде не только в деревне, но и в городе?

Д. : — Собака и кошка могут жить с человеком и в деревне, и в городе.

В. : — Ребята, почему корова, лошадь, свинья, гуси, курицы и петух не могут жить с человеком в городе в квартире?

Д. : — Потому, что в квартире очень мало места для таких крупных животных, и им необходимо постоянно пастись на лугу, а в городе кругом дороги, по которым передвигаются машины и ходят пешеходы.

В. : — Ребята, подумайте и скажите, как называются дома, в которых живут коровы, лошади и свиньи. (При ответе на этот вопрос педагог дает возможность детям попытаться образовать эти слова самостоятельно по аналогии)

Д. : — Коровы живут в коровнике, свиньи — в свинарнике, лошади — в конюшне.

В. : — Вы снова правы, ребята! Сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаем на ковер и сделаем небольшую физкультминутку.

Гуси-домашние птицы,

Ходят дружной вереницей.

-Гуси-гуси!

-Га-га-га!

-Хорошо вам?

-Да-да-да! (Дети ходят друг за другом).

-Ну летите веселей

На лужок скорее. (Бегут, размахивая крыльями)

Гуси важно зашагали, (Расхаживают по группе)

Травку быстро защипали, (Наклоняются вперед, вниз)

Лапочки почистили, (Поднимают колени)

Перышки стряхнули. (Машут руками, приседают)

-Гуси-гуси!

-Га-га-га!

-Хорошо вам?

-Да-да-да!

-Ну летите вы домой. (Возвращаются на свои места)

В. : — Молодцы, ребята! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Животные и их детеныши». Для начала вы берёте взрослое животное, а потом ищите его детеныша. После того как вы закончите с этим заданием, каждый из вас всем покажет и назовет выбранного взрослого животного с детёнышем.

Педагог на одной половине стола раскладывает изображения коровы, козы, свиньи, лошади, курицы и петуха, гусей, кошки, собаки, а на другой половине — картинки теленка, козленка, поросят, жеребенка, цыплят, гусят, котят, щенят.

Дети по двое человек друг за другом подходит к столу, выполняют задание и проходят на свои стульчики. После того как все дети выбрали животных, каждый выходит в центр, показывает и называет сначала взрослое животное, а потом его детёныша.

В. : — Ребята, вы замечательно справились с этим заданием! Продолжим наше занятие дальше. Скажите для чего людям необходим замок, грузовик и будильник? (Вывешиваем картинки с изображением замка, грузовика и будильника рядом друг с другом).

Д. : — Замок нужен для того, чтобы закрыть помещение от чужих людей; грузовик — перевозит груз на дальние расстояния; будильник будит нас по утрам в садик и на работу.

В. : — Правильно! А как вы думаете, может ли кто-то из животных защитить дом, перевести груз и разбудить утром?

Д. : — Защищать дом может собака, перевести груз помогает лошадь, разбудит утром — петух! (При ответе детей педагог прикрепляет картинку с изображением собаки под картинку с замком, картинка с лошадью — под грузовиком, а петух помещается под изображением будильника)

В: — Ребята, посмотрите, внимательно на то, что у нас получилось. О чем мы можем рассказать, глядя на эти картинки?

Д. : — В городе наше жилье мы запираем на замок, а в деревне его охраняет собака. Для перевозки груза в городе используют грузовик, а в деревне для этого есть лошадь. По утрам в городе люди просыпаются по будильнику, а в деревне все встают с петухами.

В. : — Правильно, ребята! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний». (Педагог развешивает картинки «Лось», «Корова» и «Кошка»). Ребята посмотрите внимательно на картинки и скажите кто из этих животных лишний?

Д. : — 1)Лось лишний, т. к. он живет в лесу, а кошка и корова — домашние.

2)Кот лишний, т. к. он хищник, а корова и лось — травоядные.

В. : — Молодцы, справились с первой частью игра, а теперь смотрим внимательно на следующие картинки и скажем кто из этих животных лишний. (Выставляются изображения «Волк», «Собака» и «Гусь»).

Д. : — 1)Волк лишний, т. к. он дикое животное, а собака и гусь — домашние.

2)Гусь лишний, т. к. он питается зернышками и травой, а волк и собака любят кушать мясо.

П. : — Ребята, вы сегодня все старались заниматься, молодцы! О чём мы сегодня с вами говорили?

Д. : — О скотном дворе и его жителях!

П. : — Ребята, если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, то пройдите как кошечка, а если у вас были ошибки — как козлёнок.

Источник: maam.ru