Конспект непрерывной образовательной деятельности «Насекомые в природе». Подготовительная к школе группа
НАТАЛЬЯ ВОРОБЬЕВА
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Насекомые в природе». Подготовительная к школе группа
Цель:
Пополнять и систематизировать знания о насекомых.
Развивать познавательные способности.
Задачи:
— показать разнообразие насекомых в природе.
— закреплять знания об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера).
— уточнять представления о пользе насекомых.
— воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
— пополнять и активизировать речь детей.
— совершенствовать умение рассказывать о своей работе.
— упражнять в умении составлять задачу по картинке и записывать её решение.
— совершенствовать умение понимать мнемо — схемы и рассказывать по ним.
— закреплять умение составлять картинку по схеме.
— совершенствовать навык работы ножницами, карандашом и клеем.
— совершенствовать умение работать вместе.
— воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
— рассматривание картинок и картин с изображением насекомых.
— загадывание и придумывание загадок.
— рисование, разукрашивание, аппликация и барельеф «Насекомые»
— подвижные игры: «Мотылек» и «Медведь и пчелы», игровое упражнение «Я – жук.»
— заучивание скороговорок, чистоговорок и стихов по теме. (мнемо — схемы)
Материалы и пособия:
— комплект аппаратуры для показа презентации.
— презентация «Насекомые в природе».
— колесо – чудес со стрелкой.
— игровые упражнения: «Я — жук.», «Мотылек».
— загадки о насекомых.
— записанные шумы природы. Как фон, во время работы в центрах активности.
1. Центр литературы и речетворчества:
— мнемо – схемы к скороговоркам.
— книжки – малышки (2 заготовки, картинки бабочек и жуков по 5 – 6 шт., клей – карандаш, салфетки, клеенки)
2. Центр – математики и логики:
— картинка — игра «Найди, узнай и сосчитай»
— картинка – задача – 1 шт.
— картинки на состав чисел – 9 – и – 10 — + цифры
— схемы для работы по клеточкам «Бабочка» и «Жук» .
— 2 тетрадных листа в крупную клетку, 2 карандаша простых.
3. Центр строительства и конструирования:
— мозаика + картинка «бабочка».
4. Центр творчества:
— заготовки для раскрашивания по цветовым цифрам (бабочка и жук) + карандаши
цветные и мелки восковые.
— игровое задание «В какой последовательности нарисовано?»
— игровое задание «Для какой пчелки, какой цветок».
Содержание СОД:
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим, а вот о ком, вы догадайтесь сами:
1. Загадки:
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
2. Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока (божья коровка)
3. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (пчела)
4. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (гусеница)
— А как можно назвать гусеницу, пчелу, бабочку и божью коровку одним словом, кто это? (насекомые)
— Усаживайтесь поудобнее, сейчас я вам расскажу то, что знаю о насекомых я.
2. Презентация: «Насекомые в природе» зачитываю текст на слайдах.
— А теперь вам надо выполнить задания, а потом рассказать всем, что вы делали и как.
— Чтобы узнать, кто в каком центре будет сегодня заниматься возьмем «колесо – чудес». (Крутит стрелку каждый ребенок – определяет, где будет заниматься)
— Вот мы и разыграли все центры, теперь немного разомнемся.
3. Игровое упражнение: «Я жук.»
Я – жук, я жужжу – ж-ж-ж-ж (выполняют движения в соответствии с текстом)
Я на ветке сижу (руки к груди, поднимают руки вверх, опускаю, приседают)
Я над лесом кружу (руки к груди, покачивают руками вверху, руки в стороны, бег)
Я – жук, я жужжу – ж-ж-ж-ж, я жужжу и не тужу (руки к груди, ладошки к губам).
— Мы размялись, отдохнули и расходимся по своим центрам.
4. Выполнение заданий по центрам активности: включается звуковой фон.
1. Центр литературы и речетворчества: 2 ребенка, все задания выполняют вдвоем.
Задание 1: изготовление мини- книжек «Бабочки» и «Жуки»
Задание 2: по мнемо – схеме прочитать скороговорку и запомнить её.
2. Центр – математики и логики: 2 ребенка, каждый выполняет свое задание.
Задание 1:
— узнать, сосчитать и записать, сколько бабочек нарисовано на картинке.
— определить и записать состав числа – 9 –
— работа по клеточкам: «Бабочка»
Задание 2:
— составить условие задачи по картинке и записать её.
— определить и записать состав числа – 10 –
— работа по клеточкам: «Жук»
3. Центр строительства и конструирования: 2 человека.
Задание:
— выложить из мозаики «бабочку» со зрительной опорой на картинку.
4. Центр творчества: 2 ребенка, каждый выполняет свое задание.
Задание 1:
— разложить в правильной последовательности рисования «бабочку».
— разукрасить «божью коровку» по цветовым цифрам.
Задание 2:
— игра – задание «Для какой пчелки, какой цветок».
— разукрасить «пчелку» по цветовым цифрам.
Во время работы по центрам, воспитатель смотрит, принимает участие в вы-полнении и помогает ребятам по мере надобности.
Когда большая часть ребят выполнят задания, воспитатель приглушает музыку (сигнал к завершению задания, а остальные ребята доделывают.
5. Подвижная игра «Мотыльки»
На зеленом, на лугу — мотыльки летают
И с цветочка на цветок, весело порхают. (выполняют движения по тексту)
Маша вышла на лужок, у нее в руках сачок (выходит водящий).
Берегись-ка, мотылек — улетай скорей, дружок! (дети убегают, а водящий пятнает)
6. Обсуждение полученных результатов. (ребята располагаются на ковре и на модулях)
1. Центр литературы и речетворчества:
предполагаемая речь детей:
— Мы сделали 2 книжки – малышки, в одну наклеили картинки бабочек, а в другую картинки жуков. Теперь мы не перепутаем кто бабочка, а кто жук.
— Мы по схеме прочитали скороговорку и попытались запомнить ее: «Жук жуж-жал и в суп попал». «Я ловил на лавочке, мотыльков и бабочек. Ловил, ловил,
ловил, пожалел и отпустил.
2. Центр – математики и логики: 2 ребенка.
— Я — считал бабочек на картинке и насчитал – 12 бабочек.
Потом составлял число – 9 – из цифр и записал это, получилось: 4 – 5, 6 – 3,
5 – 4, 9 – 0.
Затем по клеточкам я нарисовал бабочку, вот как получилось.
— Я – составлял задачу по картинке: на цветке сидели 3 пчелы, 1 улетела, осталось
сидеть 2. Записал ее вот так: 3-1= 2
Потом я составлял число – 10 – из цифр и записал это, получилось: 2 – 8, 4 – 6,
1 – 9, 10 – 0.
Затем я рисовал по клеточкам жука, он получился вот такой.
3. Центр строительства и конструирования: 2 ребенка.
— Я делал — собирал из мозаики «бабочку» по картинке.
— Я собрал -жука, но старался не смотреть на картинку.
4. Центр творчества: 2 ребенка.
— Я раскладывал «бабочку» в той последовательности как рисовал ее художник.
Сперва художник нарисовал крылья, тельце, голову, усики, лапки и глаза.
Потом полосочки на крыльях, затем желтый узор на большом крыле, потом желтый узор по краю маленького крыла, затем красный узор на крыльях и закончил рисовать — точками голубого цвета на красном узоре.
Во втором задании надо было разукрасить «божью коровку» по цветовым цифрам. Вот какая божья коровка получилась.
— Я помогал пчелкам найти нужный цветок. И выяснил, что 1 пчелка – на 3
цветок села, 2 на 4 цветок, 3 на 2 цветок, а 4 на 1 цветок.
Потом я раскрашивал «пчелку» по цветовым цифрам и вот такая пчелка
получилась.
7. Рефлексия.
— Ребята, что же мы знаем с вами о насекомых?
(это бабочки, жуки, стрекозы, мотыльки, гусеницы, кузнечики, пчелы, шмели, осы, мухи, комары и муравьи. Они умеют летать, ползать и прыгать. У них есть крылья, лапки, усики, глаза. Они встречаются везде: в лесу, в поле, на огороде, в доме. Насекомые приносят пользу – опыляют растения, вред – кусаются и разносят болезни, едят растения)
— Вспомните, пожалуйста, какие насекомые занесены в красную книгу и их надо охранять?
— Молодцы ребята, вы много знаете про насекомых. А сейчас, опять игра: «Медведь и пчелы»
Источник: