Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская народная игрушка — матрешка Пластилинография»

Ирина Дымова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская народная игрушка — матрешка Пластилинография»

Цель

: познакомить воспитанников группы №1 «Сказка» с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как одним из видов народного декоративно – прикладного творчества;

• дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку;

• учить выделять знакомые детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;

• формировать умение отражать характерные особенности оформления

Матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Развивающие:

• продолжать развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами.

• закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.

• развивать мелкую моторику рук;

• способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности.

Воспитательные:

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• воспитывать любовь к народному искусству.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира, у детей сформированы умения отражать характерные особенности оформления Матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал: деревянная игрушка матрёшка, шаблоны – матрёшки, набор цветного пластилина, одноразовые тарелочки, стеки, салфетки на каждого ребенка.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть.

Дети сидят полукругом, входит воспитатель, здоровается, обращается к детям с вопросом:

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас гостят

Как скажите всех их звать?

(Ответы детей).

2. Беседа: «Русские матрешки»

Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.

Во что одеты наши матрешки?

Ответы детей: сарафан, фартук, платок.

Воспитатель: А какие узоры вы видите?

Дети: Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей: старинная

3. Словесная игра «Опиши матрешку»

Воспитатель: Ребята, расскажите какие матрешки, опишите их внешний вид.

Ответы детей: (Дети называют прилагательные описывающие внешний вид матрешки).

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек.

Ответы детей.

5. Самостоятельная деятельность детей

Ребята, а сейчас, я приглашаю вас в свою мастерскую народных умельцев. Мы попробуем помочь нашим матрешкам и украсим их платочки и фартучки разноцветным пластилином. Проходите за столы, усаживайтесь поудобнее. Но прежде чем начать работать в мастерской, мы должны подготовить наши пальчики к работе.

6. Пальчиковая гимнастика:

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас розовые щечки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас пестрые платочки.

Воспитатель: Ребята, а как мы будем украшать фартучек и платочек матрешек? Что мы сможем вылепить?

Дети: Цветочки и ягодки, листики.

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?

Дети: Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.

Воспитатель: Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка

Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина — это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.

Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.

Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим — взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую — красного.

Во время работы воспитатель «ходит» и наблюдает за выполнением задания, подсказывает и хвалит детей.

Воспитатель: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!

7. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?

Дети: О матрешке!

Воспитатель: — А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?

Дети: Вырезают из дерева.

Воспитатель: Какой секрет есть у матрешки? Во что одеты матрешки?

Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?

Воспитатель: У вас получились настоящие русские матрёшки, мы украсим нашу групповую комнату и будем им любоваться.

Источник: maam.ru