Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебная песочница» с детьми среднего возраста

Валентина Федоренко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебная песочница» с детьми среднего возраста

Конспект НОД «Волшебная песочница»

Интеграция ОО:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Познавательное развитие детей в процессе игровой деятельности с песком.

Программное содержание:

формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, мокрым песком можно лепить);

развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

познакомить со способом рисования на песке;

развивать познавательную активность;

развивать мышцы рук.

Материалы: песок, игрушка колобок, лупы, песочные наборы, леечка, игрушки зайчики или разные мелкие зверюшки.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришел гость. (Воспитатель передает Колобка детям). Катится, катится… (Дети передают Колобка друг другу и договаривают: Колобок)

Воспитатель от имени Колобка: Здравствуйте, ребята! Как же я рад вас видеть! Сегодня я вам хочу загадать загадку:

Он у реки – на берегу,

В реке, но не вода

И босиком я по нему бегу,

И строю замки, города.

Дети: Это песок!

Воспитатель: Правильно. Колобок хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да) Тогда – в путь!

Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице. Колобок «прыгает» в песочницу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда нас привел Колобок.

Дети: Это песочница!

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета,

Дети: Желтого.

Воспитатель: Посмотрите — этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком. В песочнице живет Песочная Фея. Она откроет вам секрет — правила её страны:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить: горы, реки и моря.

Никого не обижать

Ничего не разорять!

Это мирная страна.

Дети, поняли меня!

Правила поведения:

— Можно кидаться песком? (нет)

— Разбрасывать песок можно? (нет)

— Пробовать на вкус песок можно? (нет)

Воспитатель: А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?

— Теплый или прохладный?

— Шершавый или гладкий?

— Сухой или мокрый?

— Мягкий или твёрдый?

Дети: Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

— Здравствуй, песок!

— Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями, как змейки, побежали по песку пальчиками.

— Давайте его потрем между ладонями.

— Давайте его возьмем в кулачки крепко — крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок.

Воспитатель: Дети, скажите все слова о песке.

Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий.

Воспитатель: Песок – это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а ещё на песке можно отпечатать следы. Ребята, как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы?

Дети: Кулачками, пальцами, ладошками, ребром ладони.

(Затем дети «оставляют следы» на песке.)

Воспитатель: Давайте нарисуем солнышко.

Утром солнышко проснулось,

Сладко – сладко потянулось.

И, откинув одеяло,

С нами в сказку пошагало.

Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

Воспитатель: Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

— Получилось у нас солнышко? (да).

— Какое солнышко у нас получилось?

Дети: Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное и т. д.

Воспитатель: Дети, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям пальчиками нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

Воспитатель: Давай погладим пальчиком длинные лучики. А теперь короткие.

Воспитатель: Песок-это много-много мелких песчинок. Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?

Дети: (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к кругу.

Воспитатель: Прохладный он или тёплый, сухой или сырой? Как вы это определили? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какой песок легче лепится (мокрый или сухой? Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?

Дети: Он сыплется.

Воспитатель: Ой, посмотрите, на полянку прискакал зайчик с друзьями. Они тоже рады солнышку. Сколько у нас зайчиков: один или много? (один). А игрушек? (много).

— Наши гости хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза или отвернитесь, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками.

Дети находят игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все игрушки отыскали. Нашим гостям очень понравилось играть с вами, но им пора. Давайте попрощаемся с ними.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята на улице солнышко. А так хочется дождя. Что же нам придумать, чтобы полил дождь? спряталось за тучку, сейчас польет дождик.

Дети: Я возьму леечка с водой и полью песок.

Дождик, дождик лей, лей!

Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей

и для маленьких детей.

Воспитатель: Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)

Дождь покапал и прошел.

Стало всем нам хорошо

Солнце снова засветилось,

засияло, заискрилось.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу. Чем отличаются песчинки?

Дети: Песчинки мокрого песка прилипают друг к другу, они более темного цвета

Воспитатель: Можно ли из песка лепить?

Дети: Можно лепить только из влажного.

Воспитатель: Пробуем слепить из влажного.

Лепка из песка.

После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки. (Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек).

— Вот как много цветочков у нас получилось!

— Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят полакомиться сладким цветочным нектаром.

Пальчиковая игра «Бабочки».

Воспитатель предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт бабочек.

Воспитатель: Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв Бабочки хотят сказать «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и Колобку пора идти дальше. Давайте поблагодарим Колобка и песочек за сказку, а вы можете придумать самостоятельно свою сказку на песочке.

Дети благодарят Колобка и по желанию играют с песком.

Источник: maam.ru