Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по дифференциации звуков [м]-[н]
Анна Игнатьева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по дифференциации звуков [м]-[н]
Тема: «Путешествие в сказочный лес».
Цель: Формирование умения детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков [Н]-[М].
Образовательные задачи:
— Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слогов;
— формировать умение дифференцировать звуки [Н]-[М] в слогах, словах;
-формировать умение определять позицию звука в слове;
-определять и называть основные качественные характеристики звуков;
-совершенствовать умение делить слова на слоги;
Развивающие задачи:
— Развивать слуховое внимание;
-Развивать артикуляционную моторику;
-Развивать органы речевого дыхания;
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение доброжелательно слушать ответы товарищей;
-воспитывать взаимовыручку с окружающими.
Предварительная работа с детьми:
Знакомство с гласными звуками и их характеристикой. Знакомство с согласными звуками [Н]-[М]. Словесные, дидактические игры, игровые упражнения на развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие силы воздушной струи.
Виды детской деятельности:
-Игровая;
-Коммуникативная;
-Двигательная.
Технологии:
-Информационно-коммуникационные;
-личностно-ориентированного взаимодействия;
-здоровьесберегающие.
Демонстрационный материал:
Презентация, замок гласных и замок согласных звуков, кусочки карты, камни со слогами из пройденных звуков, символы звуков [Н]-[М].
Раздаточный материал:
Зеркала, индивидуальные платки, карточки-фонарики для дифференциации [Н]-[М], бумажные мышки с норками, линейки для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент:
-Ребята, посмотрите к нам на занятие сегодня пришли гости. Поздаровайтесь. (Дети здоровуются с гостями и становятся возле своих стульев).
-Сядет тот, кто скажет, что такое «звук»(Звук мы слышим и произносим).
-Какие бывают звуки? (Бывают звуки, которые мы можем пропеть. Бывают звуки у которых есть преграда).
-А кто мне расскажет стишок про звуки красного замка? (Гласные в душе артисты,
Они очень голосисты. Нет во рту для них преград,каждый спеть их очень рад).
-Какие звуки мы уже знаем (Мы знаем звуки А,О,У,И,Ы,М,Н).
2. Сообщение темы занятия:
-Ребята, посмотрите, синие-зелный замок пуст. Какие звуки уже жили в этом замке, мы их находили. (В замке жили звуки М и Н).
-Они пошли гулять и заблудились. Давайте закроем глазки и послушаем куда же они отправились? (Дети слушают запись «Шум леса»). (Мы слышали звуки леса. Они отправились в лес).
-Вот и мы ребята отправляемся в лес, попробуем вернуть наши звуки? (Да).
II. Основная часть:
3. Характеристика звуков М, Н:
-Ребята, посмотрите, кого мы встретили в лесу? (Мы встретили в лесу белочку).
-Белочка готова нам помочь, но она спрашивает какие звуки мы ищем. (Дети дают подробную характеристику звуков. У звука М есть преграда-это губы, он звонкий. У звука Н тоже есть преграда-это зубы и язычок, он звонкий).
4. Артикуляционная гимнастика:
-Белочка не умеет выговаривать эти звуки. Давайте её научим! Что нужно делать, чтоб красиво говорить? (Нужно делать зарядку для язычка).
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику)
-Как-то утром проснулся Язычок и маме улыбнулся и поцеловал её (улыбка-поцелуйчик). Пошёл Язычок на кухню и открыл окошко (окошко, посмотрел и сел завтракать. Мама испекла ему блинчики (блинчик, Язычок кушал их с вкусным вареньем (вкусное варенье) и запивал чаем из своей чашечки (чашечка).Позавтракав Язычок отправился гулять. На улице он катался с горки (горка). Мимо проскакала лошадка, Язычок запрыгнул на неё и поскакали они в лес (лошадка). В лесу они увидели грибочки (грибок). Язычок собрал целую корзину грибов и поскакал домой (лошадка). Мама увидела корзину с грибами, улыбнулась и поцеловала Язычок (улыбка-поцелуйчик).
-Ребята, белочка благодарит вас, теперь она тоже будет красиво разговаривать. Она видела наши звуки, они ходили по лесу с картой и собирали грибы. Но когда начался сильный ветер карта разорвалась на маленькие кусочки и разлетелась по лесу. Больше она наши звуки и не видела, но ей удалось отыскать кусочек карты и она отдаёт его нам! Желаю вам удачи, до свидания, ребята.
5. Дыхательная гимнастика:
-Отправляемся дальше? (Да)
-Ребята, кого мы ещё встретили в лесу (Мышку).
-Мышонок очень напуган, когда подул сильный ветер его братья и сёстры разбежались по норкам, а наша мышонок не может найти свою норку. Поможем ему? (Да).
-Чем мы будем брать воздух? (Носом).
-А выдыхать чем? (Ртом).
(Дети выполняют дыхательную гимнастику «Загони мышку в норку»)
6. Игра «Фонарики»:
-Ребята, у мышонка в норке тоже есть кусочек карты. Но там очень темно, давайте возьмём фонарики и посветим ему.
-Если вы услышите звук М, поднимите фонарик с Мотей. А если услышите звук Н, поднимите фонарик с Ниной.
-М, Н, Н, МО, НА, НОС, МУЗЫКА, МАК.
-А вот и ещё один кусочек карты, который подарила мышка.
-Отправляемся дальше? (Да).
7. Дифференциация звуков М-Н в словах:
-Ребята, посмотрите какой филин недовольный. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
-Давайте послушаем, что он нам скажет. (Я знаю, что вы ищите. И знаю, как вам помочь. Но для начала вы помогите мне убрать лес. Посмотрите, сколько ненужных предметов принёс ураган. В Мотину корзину уберите предметы со звуком М. В Нинину, предметы со звуком Н). (Мартышка лишняя. В слове мартышка спрятался звук М, кладём её к Моте).
Картинки: носки, телефон, нос, сом, пальма, мартышка.
-Ребята, какой чистый стал лес. Филин говорит вам большое спасибо и даёт ещё один кусочек карты.
8. Определение кол-ва слогов в словах:
-Ребята, а можно ли слова разделить на части? (Да).
-Какие есть способы? (Слово можно отхлопать, оттопать. Положить руку на подбородок и посчитать сколько раз откроется рот).
-Хочу проверить какие вы у меня внимательные, посмотрите какую картинку я загадала? (Логопед топает 2 раза-носки,пальма; логопед хлопает 3 раза- мартышка, телефон; логопед один раз открывает рот-нос, сом).
9. Физминутка:
(Массаж биологически активных точек лица).
-Ребята, кажется в лесу начинается дождик. Пойдёмте немного разомнёмся.
Где ты, дождик, побывал?
Где ты, дождик, поливал?
Проводим кончиками пальцев от лба через виски до подбородка
Я на улице гулял
И детишек умывал
Умывающие движения ладонями
Мыл глаза им
Проводим кончиками пальцев под нижним веком
Брови мыл
Проводим кончиками пальцев по бровям
И про уши не забыл
Трем ладонями уши
Ну а ветер, ты, где был?
Волнообразные движения вытянутыми вперед руками
Я вам волосы сушил
Проводим по волосам от лба к макушке
Щекотал вам щеки
Щекочущие прикосновения к щекам
шею
Щекочущие прикосновения к шее
И бока вам гладил смело
Поглаживание по бокам
10. Нахождение позиции заданного звука в слове:
-Ребята, посмотрите, кого ещё мы встретили в лесу(Ёжика).
-Давайте послушаем, что он нам скажет. (Ребята, когда начался ураган к моих иголках запутались слова. Помогите их распутать, найдите где спрятались звуки М и Н). (В слове мак звук М спрятался в начале. В слове камыш звук М спрятался в середине. В слове поганга звук Н спрятался в середине. В слове муха звук М спрятался в начале).
-Ёжик нашёл в своих иголках кусочек карты и отдаёт его вам.
-Ребята, так давайте соберём наши подсказки и узнаем куда же отправились звуки.
(Дети собирают карту, на которой видно, что звуки пошли к ручейку).
11. Игра «Ручеёк»:
-Давайте сыгрем в ручеёк. Дети выстраиваются друг за другом и по очереди называют слоги.
III. Рефлексия:
12. Подведение итогов:
-Ребята посмотрите, а вот и наши звуки. Давайте вернём им карту и они смогут отправиться домой.
-Куда мы вернём звук М, в красный замок или синий? (В синий, у него есть преграда).
— Давайте вспомним он какой? (Он звонкий, голос включается).
-А звук Н?
(Дети возвращают символы звуков в нужные окошки).
-Ребята чем похожи эти звуки? (У них есть преграда и они звонкие).
-А чем они отличаются? (У звука Н преграда- зубы и язык, а у звука М преграда-губы).
-Какие задания вам показались сложными?
-Какие задания вам больше всего понравились?
Источник: