Конкурсное задание 1.3. первого (заочного) тура муниципального этапа конкурса «Воспитатель года–2020» «Педагогическая находка»

Дозорова Оксана Сергеевна
Конкурсное задание 1.3. первого (заочного) тура муниципального этапа конкурса «Воспитатель года–2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание 1.3. первого (заочного) тура муниципального этапа конкурса «Воспитатель года – 2020». «Педагогическая находка» — методическая разработка педагогического мероприятия с детьми.

Тема: «Свойства воды»

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Дозорова Оксана Сергеевна,

Цель: Закрепление представлений детей о свойствах воды, освоение нетрадиционной техники рисования мыльными пузырями в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

— Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды и предметах (тонет – не тонет, растворяется – не растворяется, прозрачная – окрашивается). Обучить методам и приемам нетрадиционной техники рисования.

Развивающие:

— Развивать быстроту мышления, творческое воображение, связную речь, пространственное мышление, фантазию, умение логически рассуждать. Создавать предпосылки к умению делать выводы.

Воспитывающие:

— Воспитывать бережное отношение к воде, интерес к экспериментам, творчеству, окружающему миру. Умение работать в коллективе.

Форма организации: групповое занятие.

Форма проведения: практическое занятие, занятие эксперимент.

Педагогическая технология: технология обучения детей исследовательской деятельности (Савенков А. И.)

Методы и приемы:

Сюрпризный момент (Профессор НИИ и кукла ученик – лаборант Кеша)

Словесный (беседа о воде)

Практический (опыты, эксперименты)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» во взаимодействии с образовательными областями «Развитие речи», «Художественно – эстетическое развитие».

Приоритетный вид деятельности: познавательно – исследовательская деятельность во взаимодействии с игровой и коммуникативной деятельностью.

Категория участников: Подготовительная группа общеразвивающей направленности.

Количество детей: 20 человек.

Предварительная работа:

1. Определение объема представлений детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы.

Материалы и оборудование: мультимедиа для демонстрации презентаций о свойствах воды и проведения физкультминутки; для опыта: одноразовые стаканчики с водой, трубочки для сока, одноразовы пластиковые ложки, гуашь разных цветов на каждого ребёнка, жидкое мыло, бумага для рисования формата А5, салфетка на каждого ребенка, влажные салфетки, ключ железный и деревянный, прозрачная чаша с водой.

Зоны действия:

— игровая зона (для проведения организационных моментов, физминутки, п/игры, просмотра презентации и т. д.)

— рабочая зона для опытов (столы с необходимыми материалами).

Ход мероприятия:

Вводная часть:

Воспитатель и дети стоят на ковре в кругу.

Воспитатель зачитывает стихотворение С. Пшеничных.

Воспитатель: Утром ранним кто –то странный заглянул в мое окно,

На ладони появилось ярко – рыжее пятно.

(Кто это, ребята)

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Это солнце заглянуло, будто лучик протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

Воспитатель: И я ребята хочу сегодня с вами познакомиться, подружиться и поиграть. Меня зовут Оксана Сергеевна. Давайте мы с вами вместе возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Вот мы с вами и подружились.

Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, а гостям обычно рады и сними обязательно тоже нужно поздороваться.

Дети: Здравствуйте! Гости: Здравствуйте!

Основная часть:

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, кто – то к нам пришел в гости, вы пока сядьте на стульчики, а я посмотрю, кто бы это мог быть?

(Воспитатель выходит в приемную, надевает костюм, и входит в группу в образе профессора, несет с собой игрушку ученик – лаборант Кеша).

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья, вы узнали нас?

Я – профессор НИИ, а это мой юный помощник ученик – лаборант Кеша.

В наше время без прогресса никуда!

Наука нам везде нужна.

Тайны, загадки манили всегда,

Только наука «раскроет» глаза!

Без великих учёных жизнь — мука!

Без гениальных открытий жизнь — скука!

Профессор: Ребята, вы знаете, что означает слово «лаборатория»?

(дети высказывают свои предположения)

Профессор: Лаборатория-это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Слово «лаборатория» произошло от латинского языка и означает «работаю». Сегодня в моей научной лаборатории день открытых дверей и я хотел бы пригласить вас в гости. Вы принимаете мое приглашение?

Дети: Да!

Профессор: Я очень рад! Тогда не будем терять времени, проходите на борт моего дельтаплана. Друг за другом, ручки в стороны. Полетели!

Профессор: Вот мы и прибыли! Кеша, где твой ключик? Открывай скорей замок, ребята заждались.

Кеша: Простите меня, по дороге к вам я увидел одну очень интересную чашу, хотел посмотреть, что в ней, наклонился и нечаянно уронил свой ключик. Теперь не знаю, как его оттуда достать? Боюсь, может это опасно для меня? Сейчас я вам ее покажу, (достает, показывает) вот посмотрите.

Профессор: Ребята, давайте поможем Кеше достать ключик. Посмотрите, пожалуйста, на эту чашу! Как вы думаете, что в ней находится?

Дети: Вода!

Профессор: Кеша, это ведь просто вода, чего ты испугался?

Кеша: А что это такое – вода?

Профессор: Ребята давайте мы покажем и расскажем Кеше все о воде.

Включается презентация о свойствах воды:

1 слайд: Вода – жидкость, которая льется.

2 слайд: Вода принимает любую форму сосуда, в котором находится.

3 слайд: Вода прозрачная, через нее все видно.

4 слайд: Вода без вкуса и запаха.

5 слайд: Вода может принимать цвет, растворившегося в ней вещества.

6 слайд: Делаем вывод, что вода – жидкость, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, является растворителем.

Профессор: Вот, Кеша, ребята тебе подробно рассказали о воде, а заодно и определили тему наших с вами сегодняшних экспериментов.

Кеша: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду знать, что такое вода. Теперь я без страха смогу достать свой ключик.

Профессор: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а ключик в воде утонул?

Дети: Нет, не утонул!

Профессор: Как вы думаете почему?

Дети: Потому что он деревянный, а дерево в воде не тонет.

Профессор: Я сейчас возьму другой ключик, и опущу его в чашу, смотрите, что произошло?

Дети: Ключик утонул.

Профессор: Как вы думаете почему?

Дети: Потому что он железный!

Профессор: Молодцы! А если я его помешаю ложечкой, он растворится в воде?

Дети: Нет, не растворится.

Профессор: Почему, как вы думаете?

Дети: Потому что железо в воде не растворяется.

Профессор: А хотите узнать, какие вещества растворяются в воде?

Дети: Да!

Профессор: Тогда проходим в лабораторию… но прежде чем войти, нам необходимо зарядиться энергией!

Физкультурная минутка (Дети вместе с профессором под музыку выполняют веселые движения)

Профессор: Ну, вот теперь, прошу. Но перед началом экспериментирования я хочу вам напомнить как нужно себя вести во время экспериментов:

1. Быть аккуратными; 2. Слушать что говорят; 3. Препараты смешивать аккуратно; 4. В рот ничего не брать без разрешения; 5. Руками не размахивать; 6. Лишнего не трогать; 7. Четко выполнять этапы эксперимента.

Профессор: Всем понятно? Молодцы! Тогда надеваем фартуки и занимаем места возле столов (стоя). Ребята, сейчас мы проведем с вами несколько интересных экспериментов. А с чем, мы будем экспериментировать, сейчас узнаем. Закройте глаза и слушайте… Что это шумит? (звучит шум ручейка)

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике кипит,

Она и в ручейке бежит-журчит.

(вода) (Когда дети отгадают показ картинки с изображением ручья)

Профессор: Да – да, именно с водой мы будем сегодня работать. Сейчас мы проверим на опыте то, о чем говорили ранее. Скажите, для чего нужна вода?

(пить, стирать, мыться, поливать цветы)

Профессор: Перед вами стаканы с водой. Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус? (нет.) Вывод: у воды нет своего вкуса (дети) .А теперь добавьте соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (соленая) А теперь добавьте сахар. — Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая)

Вывод: Пряча в себе соль и сахар, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде. А что с ними произошло? (они растворились). Значит, мы убедились на опыте, вода является чем? (растворителем).

Профессор: А теперь понюхаем воду. Чем она пахнет? (ничем)

Вывод: у воды нет запаха (дети)

Профессор: Теперь давайте перельем воду из стакана в маленькие стаканчики разной формы. Что произошло? (вода приняла ту форму, в которую ее перелили). Имеет ли вода определенную форму? (нет)

Вывод: Вода-это жидкость, вещество, обладающее подвижностью, текучестью (проговариваем это с детьми).

Эксперимент с водой на растворимость в нем жидкого мыла.

Профессор: (обращает внимание на прозрачные стаканчики с водой) Ребята давайте попробуем через трубочки подуть в воду. Что мы видим?

Дети: Пузырьки.

Профессор: Из чего они получаются?

Дети: Из воздуха, который мы дуем.

Профессор: А можно так надуть большой пузырь из воды?

Дети: Нет.

Вывод: Из воды пузырь не получится.

Профессор: А вы хотите увидеть, из чего получаются мыльные пузыри?

Дети: Да!

(Педагог показывает на своем примере, после дети)

Профессор предлагает добавить каждому из детей в маленькие стаканчики жидкое мыло, при этом рассказывает: — «Нужно взять жидкое мыло и добавить в воду, так мы получим мыльный раствор. Теперь возьмите ложечки и размешайте жидкое мыло» (дети размешивают).

Вывод: Мыло растворилось в воде.

Профессор: Затем при помощи трубочки и воздуха, который мы будем дуть в трубочку, образуем мыльную пену, пузырьки, Ребята, что получается?

Дети: Мыльные пузырьки.

Вывод: При помощи мыла, воды и воздуха получаются мыльные пузыри.

Изготовление цветного мыльного раствора.

Профессор: Я хочу вас научить, как можно рисовать картины цветными мыльными пузырями. Хотите попробовать?

Дети: Да.

Профессор: Смотрите внимательно, что нужно сделать (показ, добавляем в мыльный раствор ложечкой немного гуаши, (в разные стаканчики разную краску) размешиваем и при помощи трубочки и воздуха делаем воздушную пену.

Ребята, что случилось с пеной? Какой она стала?

Дети: Она стала цветной.

Вывод: Гуашь растворилась, и вода приняла ее цвет.

Профессор: А теперь ребята самое главное, как только мы выдуем цветную воздушную пену, возьмем листочки, которые лежат у вас на столах, аккуратно прислоним к пене не очень плотно. Сначала один цвет, затем другой, зависит от того, что вы хотите нарисовать.

Я предлагаю нарисовать времена года. Кто – то нарисует лето – яркую цветочную поляну, кто – то зиму – разнообразные снежинки и т. д. Пробуйте!

Самостоятельная деятельность детей по изготовлению цветной пены и рисованию по замыслу (по необходимости при помощи воспитателя)

Профессор: Ребята молодцы, какие замечательные картины у вас получились! Пусть они полежат на столах и подсохнут, а мы с вами поиграем в игру – сюрприз, которую приготовил для вас Кеша.

Игра – Сюрприз: «Поймай мыльный пузырь»

(Под веселую музыку Барбарики, профессор пускает мыльные пузыри, а дети ловят их)

Профессор: Ребята, пора смотреть ваши картины, они, наверное, уже подсохли, давайте их поместим вот на этом ватмане и назовем нашу коллективную работу «Времена года». (Дети помещают картины на ватман)

Профессор: Какая красота!

Рефлексивная часть:

Профессор: Ребята вам понравилось в моей лаборатории? (Да)

— Что означает это слово? (работать)

— С каким веществом мы сегодня работали? (с водой)

— Какие свойства воды вы запомнили? (ответы детей по сигнальным карточкам)

— Для чего нам нужна вода? (пить, стирать, поливать цветы)

— А о каком свойстве воды вы сегодня ещё узнали? (Водой можно рисовать, используя жидкое мыло и гуашь. Картины получаются удивительные и красивые).

Профессор: Молодцы, ребята! А теперь примите от нас с Кешей подарки, вот такие мыльные пузыри.

Профессор и Кеша прощаются: До свидания друзья!

Источник: maam.ru