Картотека занимательных игр
Валентина Вильчинская
Картотека занимательных игр
Игры на формирование умения определять линию развития объекта.
«Чем был – чем стал» для детей 3-5 лет
Правила игры: Первый вариант: Ведущий называет любой объект, а дети называют
предшествующее по времени развития состояние этого объекта.
Объекты рукотворного мира: материал, из которого изготовлен объект.
Объекты природного мира: предшествующая стадия развития данного объекта.
Второй вариант: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.
Ход игры:
Развитие речи
— Стала корова, а был?
Дети: Теленок.
Математика
— Стал цветок высоким, а был?
Дети: Низким.
Изобразительная деятельность
— Сейчас это рисунок, а раньше, чем он был?
Дети: Пустым листом.
— Сейчас это вазочка, а чем она была раньше?
Дети: Глиной.
Ознакомление с окружающим
— Стала книга, а была?
Дети: Бумага, картон.
— А бумагу из чего сделали?
Дети: Из дерева.
— Ткань, чем она будет?
Дети: Платьем, юбкой, брюками, занавесками.
Живая система
— Стал цыпленок, а было?
Дети: Яйцо.
— Кем еще может стать яйцо?
Дети: Утенком, другим птенцом…
Неживая система
— Сейчас лед, а была?
Дети: Вода.
«Раньше — позже» для детей 3-5 лет
Правила игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже. Можно использовать моделирование этих ситуаций действиями.
Ход игры:
Развитие речи
— Я сшила платье, а что я для этого сделала?
Дети: Вы пошли в магазин, купили ткань, разрезали ее ножницами, взяли иголку.
Математика
— Сейчас весна, а какое время года было раньше?
Дети: Зима.
— А какое время года будет после весны?
Дети: Лето.
Музыкальное развитие
В: Сейчас мы слушаем музыку, а что мы делали раньше?
Дети: Танцевали…
— А еще раньше?
Дети: Пели песни.
Ознакомление с окружающим
— На стройке у нового дома делают крышу. Что строители делали раньше?
Дети: Было пустое место, потом приехали строители, привезли кирпич и начали копать яму…
Живая система
— Кот чуть не поймал мышонка, а что было до этого с котом?
Дети: Кот следил за мышонком, побежал за ним, а мышонок убегал.
Неживая система
— Утром солнце взошло, а что было до этого?
Дети: Солнца не было на небе.
— А потом что будет с солнцем?
Дети: Солнце «сядет» и будет ночь.
«Чем был – чем стал» для детей 5-7 лет
Правила игры: Ведущий называет любой объект, а дети называют предшествующее по времени развития состояние этого объекта
Усложнение: Берутся объекты более сложные по материалу, из которого они изготовлены.
Ход игры:
Развитие речи
— Было металлом, а стало?
Дети: Сковородкой, кастрюлей, мясорубкой, ножом, гвоздем, ручкой двери, серьгой.
— Это ложка, а чем она была?
Дети: Деревом, металлом, пластмассой.
Математика
— Стало числом 5, было?
Дети: Было числом 4.
— Что нужно сделать, чтобы так получилось?
Дети: 5-1 =4.
Изобразительная деятельность
— Раньше было акварельными красками, а стало?
Дети: Рисунком, картиной, кляксой, пятном.
Ознакомление с окружающим
— Это бревна и доски, чем они станут?
Дети: Домом, будкой для собаки, дровами, мебелью, посудой.
— Холодильник, чем он раньше был?
Дети: Он сделан из разных материалов. Корпус — железный, внутри есть пластмассовые полочки, иногда бывают стеклянные полки…
Живая система
— Раньше это было яйцо, а чем оно стало?
Дети: Цыпленком, утенком или другим птенцом. Еще может стать маленькой шейкой, крокодильчиком, черепашкой, а еще яйцо может стать омлетом…
— Было семечко, а стало?
Дети: Растение: дерево, цветок; огурцы, помидоры тоже из семечка вырастают…
Неживая система
— Был дождь, а стал?
Дети: Стала лужа на асфальте, если вода впиталась в землю, то напоила растения. Если жарко, то вода испарится и опять станет облаком. Для животных дождь стал питьем.
«Путешествие на машине времени»
Правила игры: Ведущий выбирает объект и предлагает детям прокатиться на машине времени, посмотреть и рассказать, что с ним было в прошлом и что будет в будущем.
Ход игры:
Развитие речи
— Посмотрите на травку. Давайте отправимся в путешествие на машине времени и посмотрим, что с ней было раньше и что будет потом. Кто хочет рассказать об увиденном?
Дети: Жило — было семечко. Его носило ветром по свету и однажды опустило его на землю рядом с будкой собаки. Всю зиму семечко лежало в земле, а весной из него выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда по ней ходят. А затем наступила осень, и травинка увяла. Зимой снег укрыл ее от мороза, и она стала ждать весны.
Математика
— С помощью чего люди сейчас считают?
Дети: С помощью чисел, на счетах, на счетных машинках…
— Да, а сегодня мы с вами отправимся на машине времени в прошлое и посмотрим, с помощью чего считал человек раньше.
Дети: Палочки мог выкладывать, сколько палочек — столько предметов. Я слышал, что давно люди менялись вещами и считали так: я тебе козу, а ты мне мешок картошки, я тебе еще козу, ты мне еще мешок или что-нибудь другое.
Музыкальное развитие
— Давайте отправимся на машине времени в прошлое и посмотрим, на нем играли древние люди, когда не было музыкальных инструментов.
Дети: Камешками, деревянными палочками, может быть, в ладоши хлопали.
— А теперь поедем в будущее и придумаем, какие инструменты люди ещё могут изобрести.
Дети предлагают фантастические варианты преобразования музыкальных инструментов.
Ознакомление с окружающим
— Предлагаю, вам отправится на машине в прошлое часов и посмотреть, как раньше люди определяли время.
Дети: Не было часов у древнего человека, он по солнцу время определял. Ещё петух утром поёт, бывают цветочные часы.
— Верно. Но человечество развивалось. Какие часы придумали?
Дети: Песочные часы.
— А теперь давайте отправимся в будущее часов и придумаем, как улучшатся, станут более совершенными часы.
Дети: Придумают батарейки, которые не садятся. Придумают такие часы, которые сами заводятся, когда завод кончается. А может, изобретут такие очки, в них смотришь, а там время показывают…
Живая система
-Сегодня мы с вами отправимся на машине времени в прошлое растений на земле и посмотрим, как они развивались и изменялись.
Дети: (при затруднении ведущий помогает) Сначала появились водоросли в воде, потом стало очень жарко, и растения вышли на сушу. Они очень разрослись, появились непроходимые леса, потом степи, саванны. Затем стало холодно, и растения сменились на мхи. Потом опять потеплело, стали появляться рощи, степи и леса, как сейчас (об изменениях в температуре на Земле говорит ведущий, возможен показ иллюстраций древних растений).
— А теперь я предлагаю вам нарисовать все эти этапы развития растений. У нас получится «доисторический фотоальбом».
Неживая система
— Горы. Давайте попутешествуем на машине времени и посмотрим, какие они раньше были.
Дети: Поменьше были, или вообще не было. А может даже на их месте были пропасти.
— А в будущем, что можем увидеть?
Дети: Тоже наверное изменятся. Может ещё выше станут, на них вулканы могут появиться. А может вообще пропадут.
«Раньше — позже» для детей 5-7 лет
Правила игры: Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже. Можно использовать моделирование этих ситуаций действиями.
Ход игры:
Развитие речи
— Сейчас мы пришли с прогулки, а что было до этого?
Дети: До того как мы пришли, мы гуляли на улице.
— А до этого?
Дети: Мы одевались на прогулку.
— А ещё раньше?
Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого играли, занимались, а ещё раньше завтракали.
— Вот мы пришли с прогулки. Что будет дальше.
Дети: Мы разденемся, вымоем руки, будем обедать, затем наступит тихий час.
Математика
— Какой сегодня день недели?
Дети: Четверг.
— А какой день недели был вчера?
Дети: Среда.
— А завтра? А послезавтра?
Изобразительная деятельность
— Посмотрите на рисунок (карандашом нарисовать любой предмет н-р дом) и скажите, что было на листе до этого момента.
Дети: Был чистый лист, потом нарисовали стены, крышу, окна дома.
— А что будет после?
Дети: Можно раскрасить рисунок и повесить на стену.
Ознакомление с окружающим
— Вы стоите на перекрёстке. Что вы будете делать, чтобы перейти дорогу?
Дети: Посмотрю налево, дойду до середины, посмотрю направо и перейду.
— А что вы делали до того как подошли к перекрёстку?
Дети: Шли по тротуару.
Живая система
— Посмотрите на рисунок. Какое это растение?
Дети: Подсолнух.
— Что с ним было раньше? Всегда он был таким?
Дети: Нет, он был маленьким подсолнухом, а ещё раньше семечком в земле.
— А что будет позже с этим подсолнухом?
Дети: Семечки поспеют и их соберут. Затем сделают подсолнечное масло, а отходами покормят домашних животных.
Неживая система
— Это вода в стакане. Что было с водой до этого?
Дети: Она была в бутылке или в кране.
— А что будет дальше с ней?
Дети: Её могут выпить, могут полить цветок.
— А если её никто не выпьет?
Дети: Она испарится, превратится в облако, потом может быть дождь.
Источник: