Картотека занимательных игр

Валентина Вильчинская
Картотека занимательных игр

Игры на формирование умения определять линию развития объекта.

«Чем был – чем стал» для детей 3-5 лет

Правила игры: Первый вариант: Ведущий называет любой объект, а дети называют

предшествующее по времени развития состояние этого объекта.

Объекты рукотворного мира: материал, из которого изготовлен объект.

Объекты природного мира: предшествующая стадия развития данного объекта.

Второй вариант: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.

Ход игры:

Развитие речи

— Стала корова, а был?

Дети: Теленок.

Математика

— Стал цветок высоким, а был?

Дети: Низким.

Изобразительная деятельность

— Сейчас это рисунок, а раньше, чем он был?

Дети: Пустым листом.

— Сейчас это вазочка, а чем она была раньше?

Дети: Глиной.

Ознакомление с окружающим

— Стала книга, а была?

Дети: Бумага, картон.

— А бумагу из чего сделали?

Дети: Из дерева.

— Ткань, чем она будет?

Дети: Платьем, юбкой, брюками, занавесками.

Живая система

— Стал цыпленок, а было?

Дети: Яйцо.

— Кем еще может стать яйцо?

Дети: Утенком, другим птенцом…

Неживая система

— Сейчас лед, а была?

Дети: Вода.

«Раньше — позже» для детей 3-5 лет

Правила игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже. Можно использовать моделирование этих ситуаций действиями.

Ход игры:

Развитие речи

— Я сшила платье, а что я для этого сделала?

Дети: Вы пошли в магазин, купили ткань, разрезали ее ножницами, взяли иголку.

Математика

— Сейчас весна, а какое время года было раньше?

Дети: Зима.

— А какое время года будет после весны?

Дети: Лето.

Музыкальное развитие

В: Сейчас мы слушаем музыку, а что мы делали раньше?

Дети: Танцевали…

— А еще раньше?

Дети: Пели песни.

Ознакомление с окружающим

— На стройке у нового дома делают крышу. Что строители делали раньше?

Дети: Было пустое место, потом приехали строители, привезли кирпич и начали копать яму…

Живая система

— Кот чуть не поймал мышонка, а что было до этого с котом?

Дети: Кот следил за мышонком, побежал за ним, а мышонок убегал.

Неживая система

— Утром солнце взошло, а что было до этого?

Дети: Солнца не было на небе.

— А потом что будет с солнцем?

Дети: Солнце «сядет» и будет ночь.

«Чем был – чем стал» для детей 5-7 лет

Правила игры: Ведущий называет любой объект, а дети называют предшествующее по времени развития состояние этого объекта

Усложнение: Берутся объекты более сложные по материалу, из которого они изготовлены.

Ход игры:

Развитие речи

— Было металлом, а стало?

Дети: Сковородкой, кастрюлей, мясорубкой, ножом, гвоздем, ручкой двери, серьгой.

— Это ложка, а чем она была?

Дети: Деревом, металлом, пластмассой.

Математика

— Стало числом 5, было?

Дети: Было числом 4.

— Что нужно сделать, чтобы так получилось?

Дети: 5-1 =4.

Изобразительная деятельность

— Раньше было акварельными красками, а стало?

Дети: Рисунком, картиной, кляксой, пятном.

Ознакомление с окружающим

— Это бревна и доски, чем они станут?

Дети: Домом, будкой для собаки, дровами, мебелью, посудой.

— Холодильник, чем он раньше был?

Дети: Он сделан из разных материалов. Корпус — железный, внутри есть пластмассовые полочки, иногда бывают стеклянные полки…

Живая система

— Раньше это было яйцо, а чем оно стало?

Дети: Цыпленком, утенком или другим птенцом. Еще может стать маленькой шейкой, крокодильчиком, черепашкой, а еще яйцо может стать омлетом…

— Было семечко, а стало?

Дети: Растение: дерево, цветок; огурцы, помидоры тоже из семечка вырастают…

Неживая система

— Был дождь, а стал?

Дети: Стала лужа на асфальте, если вода впиталась в землю, то напоила растения. Если жарко, то вода испарится и опять станет облаком. Для животных дождь стал питьем.

«Путешествие на машине времени»

Правила игры: Ведущий выбирает объект и предлагает детям прокатиться на машине времени, посмотреть и рассказать, что с ним было в прошлом и что будет в будущем.

Ход игры:

Развитие речи

— Посмотрите на травку. Давайте отправимся в путешествие на машине времени и посмотрим, что с ней было раньше и что будет потом. Кто хочет рассказать об увиденном?

Дети: Жило — было семечко. Его носило ветром по свету и однажды опустило его на землю рядом с будкой собаки. Всю зиму семечко лежало в земле, а весной из него выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда по ней ходят. А затем наступила осень, и травинка увяла. Зимой снег укрыл ее от мороза, и она стала ждать весны.

Математика

— С помощью чего люди сейчас считают?

Дети: С помощью чисел, на счетах, на счетных машинках…

— Да, а сегодня мы с вами отправимся на машине времени в прошлое и посмотрим, с помощью чего считал человек раньше.

Дети: Палочки мог выкладывать, сколько палочек — столько предметов. Я слышал, что давно люди менялись вещами и считали так: я тебе козу, а ты мне мешок картошки, я тебе еще козу, ты мне еще мешок или что-нибудь другое.

Музыкальное развитие

— Давайте отправимся на машине времени в прошлое и посмотрим, на нем играли древние люди, когда не было музыкальных инструментов.

Дети: Камешками, деревянными палочками, может быть, в ладоши хлопали.

— А теперь поедем в будущее и придумаем, какие инструменты люди ещё могут изобрести.

Дети предлагают фантастические варианты преобразования музыкальных инструментов.

Ознакомление с окружающим

— Предлагаю, вам отправится на машине в прошлое часов и посмотреть, как раньше люди определяли время.

Дети: Не было часов у древнего человека, он по солнцу время определял. Ещё петух утром поёт, бывают цветочные часы.

— Верно. Но человечество развивалось. Какие часы придумали?

Дети: Песочные часы.

— А теперь давайте отправимся в будущее часов и придумаем, как улучшатся, станут более совершенными часы.

Дети: Придумают батарейки, которые не садятся. Придумают такие часы, которые сами заводятся, когда завод кончается. А может, изобретут такие очки, в них смотришь, а там время показывают…

Живая система

-Сегодня мы с вами отправимся на машине времени в прошлое растений на земле и посмотрим, как они развивались и изменялись.

Дети: (при затруднении ведущий помогает) Сначала появились водоросли в воде, потом стало очень жарко, и растения вышли на сушу. Они очень разрослись, появились непроходимые леса, потом степи, саванны. Затем стало холодно, и растения сменились на мхи. Потом опять потеплело, стали появляться рощи, степи и леса, как сейчас (об изменениях в температуре на Земле говорит ведущий, возможен показ иллюстраций древних растений).

— А теперь я предлагаю вам нарисовать все эти этапы развития растений. У нас получится «доисторический фотоальбом».

Неживая система

— Горы. Давайте попутешествуем на машине времени и посмотрим, какие они раньше были.

Дети: Поменьше были, или вообще не было. А может даже на их месте были пропасти.

— А в будущем, что можем увидеть?

Дети: Тоже наверное изменятся. Может ещё выше станут, на них вулканы могут появиться. А может вообще пропадут.

«Раньше — позже» для детей 5-7 лет

Правила игры: Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже. Можно использовать моделирование этих ситуаций действиями.

Ход игры:

Развитие речи

— Сейчас мы пришли с прогулки, а что было до этого?

Дети: До того как мы пришли, мы гуляли на улице.

— А до этого?

Дети: Мы одевались на прогулку.

— А ещё раньше?

Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого играли, занимались, а ещё раньше завтракали.

— Вот мы пришли с прогулки. Что будет дальше.

Дети: Мы разденемся, вымоем руки, будем обедать, затем наступит тихий час.

Математика

— Какой сегодня день недели?

Дети: Четверг.

— А какой день недели был вчера?

Дети: Среда.

— А завтра? А послезавтра?

Изобразительная деятельность

— Посмотрите на рисунок (карандашом нарисовать любой предмет н-р дом) и скажите, что было на листе до этого момента.

Дети: Был чистый лист, потом нарисовали стены, крышу, окна дома.

— А что будет после?

Дети: Можно раскрасить рисунок и повесить на стену.

Ознакомление с окружающим

— Вы стоите на перекрёстке. Что вы будете делать, чтобы перейти дорогу?

Дети: Посмотрю налево, дойду до середины, посмотрю направо и перейду.

— А что вы делали до того как подошли к перекрёстку?

Дети: Шли по тротуару.

Живая система

— Посмотрите на рисунок. Какое это растение?

Дети: Подсолнух.

— Что с ним было раньше? Всегда он был таким?

Дети: Нет, он был маленьким подсолнухом, а ещё раньше семечком в земле.

— А что будет позже с этим подсолнухом?

Дети: Семечки поспеют и их соберут. Затем сделают подсолнечное масло, а отходами покормят домашних животных.

Неживая система

— Это вода в стакане. Что было с водой до этого?

Дети: Она была в бутылке или в кране.

— А что будет дальше с ней?

Дети: Её могут выпить, могут полить цветок.

— А если её никто не выпьет?

Дети: Она испарится, превратится в облако, потом может быть дождь.

Источник: maam.ru