Картотека по теме: «Животный мир Севера»

Светлана Загитова
Картотека по теме: «Животный мир Севера»

Тема: «Животный мир Севера»

1. Информационный стенд

2. Папка-передвижка:

• «Лево-право знать мы будем» (учитель-логопед)

3. Консультации (подгрупповые/индивидуальные)

• «Как защитить себя от вирусов?» (воспитатель)

• «Профилактика нарушений зрения» (воспитатель)

4. Семейная выставка-конкурс «Жители Севера»

1. Размещение информационных материалов по теме недели: «Животный мир Севера»

Информационный стенд

Цель: информирование и повышение педагогической компетенции родителей по воспитанию и развитию дошкольников.

Содержание материалов:

— речевые игры и упражнения по теме (учитель-логопед);

— дидактические игры (воспитатель);

— художественное слово (загадки, стихи и др.) (воспитатель);

— советы и рекомендации родителям (педагоги).

2. Папка-передвижка

• «Лево-право знать мы будем» (учитель-логопед).

Цель: знакомство родителей с особенностями развития зрительно-пространственных ориентировок в разных возрастах, рекомендации по формированию данных навыков, профилактика нарушений письма (оптической дисграфии).

3. Консультации

• «Как защитить себя от вирусов?»

Цель: профилактика ГРИППа и ОРВИ.

• «Развиваем у детей внимание»

Цель: знакомство родителей с факторами, которые влияют на особенности развития внимания у детей.

• «Готовность к школьному обучению».

Цель: знакомство с основными факторами готовности дошкольника для обучения в школе, советы для преодоления трудностей адаптации в школе.

• «Профилактика нарушений зрения»

Цель: памятка для родителей по профилактике нарушений зрения у дошкольников.

4. Семейная выставка-конкурс «Жители Севера»

Цель: активизировать совместное творчество детей и родителей.

«Животный мир Севера»

Родителям рекомендуется:

показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере; рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

вместе с ребенком посетить зоопарк.

Речевая игра «Подбери признак»

морж (какой) ,

котик (какой,

олень (какой…. и т. д. другие животные.

Дидактическая игра «Узнай животного по описанию»

Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет. Предложите ребенку отгадать вашу загадку, используйте картинный материал.

Речевая игра «Сосчитай животных до 5» (согласование существительных с числительными)

Один морж, два моржа, три моржа и т. д.

пингвин

олень

песец

белый медведь

тюлень

морской котик

Рекомендуем выучить стихотворение:

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — пингвина.

Развитие речи. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

1. Название. 2. Где живет? 3. Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т. д.)

4. Повадки. 5. Чем питается? 6. Как добывает корм?

7. Враги. 8. Как защищается? 9. Детеныши.

ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА

«ЛЕВО-ПРАВО ЗНАТЬ МЫ БУДЕМ»

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.

В возрасте от года до трёх лет, развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием.

В трёхлетнем возрасте, дети способны различать пространственные направления от себя: справа — слева, впереди (спереди) — позади (сзади, вверху — внизу. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления.

Дети четырехлетнего возраста, могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди — сзади, справа — слева. Через некоторое время дети справляются с подобным заданием, но уже с большим количеством игрушек (до четырёх).

В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов, передвигаться в заданном направлении.

Таким образом, только к концу дошкольного возраста складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может быть, однако, сравнительно легко сформирована у детей при помощи обучения, в котором они сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.

Для развития пространственных ориентировок можно предложить детям такие задания:

– Покажи левую руку? Правое ухо? Левую ногу? Правый глаз? Какие предметы в комнате находятся слева от тебя? Справа? Сверху? Снизу?

Рассматривая иллюстрации в любой книге, можно задавать вопросы: что находится слева от, справа, сзади, за, над, перед, под, между, рядом, около, возле?

Можно выполнить с детьми рисуночный диктант, например: дать ребёнку лист бумаги с нарисованной посередине листа ёлочкой и сказать ему: «Нарисуй: под ёлкой гриб (пауза – ребёнок рисует, над ёлкой солнце (пауза, справа – пенёк (пауза, слева – цветок (пауза, перед ёлкой зайца (пауза, на ёлке – птичку.

Большую роль в развитии пространственных ориентировок играет выполнение детьми графических упражнений на листе бумаги в клетку. Дошкольники рисуют фигуры, узоры по образцу или под диктовку взрослого. Все задания даются с паузами, оставляя время на их выполнение. Узоры могут быть различными.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ВИРУСОВ?»

(воспитатель)

С целью обеспечения сезонной профилактики ОРВИ и гриппа необходимо проводить следующие мероприятия:

Обеспечение соблюдения правил личной гигиены, в том числе:

— соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);

— избегать как переохлаждений, так и перегревания детей, особенно младшего возраста;

— регулярно и тщательно мыть руки с мылом;

— использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;

— во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовыми платками

Проведение регулярного проветривания и влажной уборки помещения, в котором находится ребенок и квартиры в целом

Проведение закаливающих мероприятий (обливание ног водой комнатной температуры на ночь; для детей младшего возраста — пребывание без одежды в условиях комнатной температуры при отсутствии сквозняков в течение нескольких минут перед кормлением)

Проведение неспецифической профилактики простудных заболеваний (с использованием препаратов арбидол, аскорбиновая кислота, анаферон, и др. (в соответствии с инструкцией по применению, при отсутствии противопоказаний)

ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

— Изолировать ребенка от других детей (членов семьи)

— Вызвать врача

— Исключить пребывание ребенка в организованном коллективе

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Грипп, вызываемый постоянно изменяющимся вирусом, протекает как респираторное заболевание, передается от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путем, а также через руки, которыми мы прикрываем нос и рот вовремя чихания и кашля.

Большинство людей в мире, инфицированных этим вирусом, переболевают в лёгкой и средне-тяжелой форме, однако были отмечены и тяжелые случаи заболевания с летальным исходом.

Каковы симптомы заболевания?

Симптомы гриппа: повышенная температура, кашель, боль в горле, ломота в теле, головная боль, озноб и усталость, изредка — рвота и понос.

Особенности течения гриппа

У взрослых болезнь, как правило, начинается внезапно с резкого повышения температуры, головной боли, мышечных и суставных болей.

У детей грипп протекает по-разному: одни становятся вялыми, много спят, другие — беспокойными, раздражительными, температура повышается до 37 — 38 градусов, отмечается затрудненное дыхание.

ВИРУС ГРИППА ЗАРАЗЕН!

Известно, что больной гриппом может быть заразным, начиная с 1 дня до появления первых симптомов заболевания и до 7 дней после начала заболевания.

Чтобы воспрепятствовать распространению вируса гриппа, необходимо:

— Сделать прививку против гриппа, так как вакцина является наиболее эффективным средством профилактики.

— Проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.

— Регулярно проветривать помещение.

— Научить детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.

— Научить детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей. Научить детей не подходить к больным ближе, чем на полтора — два метра.

— Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные и образовательные учреждения).

— Воздержаться от посещения мест скопления людей.

В случае всех перечисленных выше симптомов у ребёнка: повышение температуры тела, кашель, боль в горле, озноб, головная боль, затруднённое дыхание, боли в мышцах и суставах, сыпь, рвота, понос родители обязуются незамедлительно обратиться к помощи врача.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ»

(воспитатель)

С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее зрение и попытаться сохранить его на долгие годы.

Поговорим об охране зрения детей дошкольного возраста.

Самое главное- не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза: нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть иллюстрации дольше 10-15 минут.

Необходимо следить за осанкой ребёнка, правильностью его посадки (нельзя близко наклоняться) : при низком наклоне создаются условия для искривления позвоночника и развития близорукости.

Особое внимание следует уделить правильному освещению-обеспечить сочетание общего и местного освещения. Настольные лампы должны быть мощностью 60-75 ватт. Лучше использовать светодиодные лампы, они более равномерно освещают поверхность стола. Лучше, если ваш ребёнок будет заниматься сидя за столом. При работе с книгой желательно использовать подставку для книг. Нельзя заниматься в плохо освещённых местах комнаты, и тем более- лёжа. Очень вредно читать в транспорте.

Часто много вопросов у родителей возникает о режиме просмотра телевизора и работе детей на компьютере.

Следует отметить, что допустимая длительность просмотра телепередач (для детей старше 3-лет)- 15-20 минут с расстояния 2,5-3 метра. Работа на компьютере разрешается 2 раза в неделю не позже 21 часа. Допустимое расстояние от глаз до экрана монитора-50 см. Важно помнить, что резкая контрастность экрана и громкий звук утомляют ребёнка. Если вы действительно заботитесь о здоровом зрении своего ребёнка, постарайтесь максимально оградить дошкольника от контакта с телевизором, компьютером, планшетом, телефоном. Если вы вынуждены проживать с ребёнком в одной комнате -не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш ребёнок бодрствует.

Необходимо также помнить, что длительное просиживание у экрана монитора серьёзно вредит не только зрению, но и здоровью ребёнка в целом. Следует сказать, что современные компьютерные игры и анимационные сериалы зачастую несут негативную смысловую нагрузку,что приводит ещё и к нарушению психического здоровья детей.

О полезном:

Спортивные упражнения, туризм, длительные прогулки снимают зрительное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ. Особенно благотворны игры в мяч, теннис, бадминтон.

Необходимо сказать и о рациональном, разнообразном питании, включающем овощи, фрукты, зелень, масло, молочные продукты, мясо, рыбу- источники витаминов, белков, микроэлементов, нужных для правильного роста и развития.

Простые упражнения, полезные для снятия зрительного напряжения:

1. Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш, затем вдаль. Повторить 5 раз.

2. Посмотреть на палец вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.

3. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5 раз.

4. Быстро моргать в течение 1 минуты.

Будьте здоровы!

СЕМЕЙНАЯ ВЫСТАВКА-КОНКУРС

«ЖИТЕЛИ СЕВЕРА»

Цель — активизировать совместное творчество детей и родителей.

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Умка».

Совместное чтение ненецкой сказки «Белый медведь, бурый медведь», рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».

Составление рассказов-описаний о жителях Севера.

Проведение конкурса-выставки в приемной группы «Теремок».

Подведение итогов конкурса, награждение участников, размещение фоторепортажа на сайте ДОУ.

Источник: maam.ru