Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста

Письменная Елена
Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста

Опыт 1

Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите, какой снег красивый, как он сверкает, искрится на солнце. Скажите: какого цвета снег? На что похож? (Снег белый, похож на сахар, на белую краску).

Вывод: Снег белый, похож на сахар, на белую краску.

Опыт 2

Воспитатель предлагает детям взять в руки немного снега. Какой снег — теплый или холодный? Посмотрите: какая у вас ладошка? (Мокрая). Кто знает, почему намокла ладошка? (Она теплая, снег на ней растаял).

Вывод: Снег холодный, тает в руках.

Опыт 3

Дети с прогулки принесли снег. Вечером наблюдают, что произошло со снегом. Давайте посмотрим: где же он? Вы его видите? Куда же он делся? Что на блюдце вместо снега? (Вода). Как вы думаете, откуда она взялась? Правильно, это растаял снег. Снег в тепле тает. Посмотрите и скажите: вода чистая или грязная? Почему она грязная? Что вы видите на блюдце? Скажите: снег чистый или грязный? Можно его брать в рот?

Вывод: Снег в тепле тает и становится водой, талая вода грязная.

Опыт 4

Воспитатель на прогулке предлагает детям взять в руки горсть снега, почувствовать, что снег холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег и обнаружить, что он мягкий, легко утаптывается в плотный слой. Объясняет, что толщину снега можно измерить. Для этого используют снегомер. Воспитатель предлагает детям рассмотреть снегомер, а затем измерить глубину покрова в разных местах.

Вывод: Снег белый, холодный, рассыпчатый, мягкий.

Опыт 5

Воспитатель показывает воду в формочках и ставит на холод. Воспитатель вечером спрашивает детей. Куда мы поставили наши формочки? (На холод). Давайте на них посмотрим. Что вы видите в формочках? А куда девалась вода? Может, она будет литься? Давайте перевернём формочку. Льётся ли вода? Почему не льётся? Правильно, вода на морозе превратилась в лёд. Потрогайте пальчиком льдинки и скажите, какие они? (Твёрдые, холодные).

Вывод: Вода на холоде превращается в лёд. Лёд твёрдый и холодный.

Опыт 6

Дети вместе с воспитателем делают разноцветную воду. Затем цветную воду разливают в формочки и отправляют в холодильник. Когда получится разноцветный лёд, его воспитатель приносит детям. Дети рассматривают, трогают лёд, определяют, что он твёрдый, имеет гладкую поверхность, холодный.

Вывод: Лёд получился из воды — на морозе вода затвердела и стала льдом.

Опыт 7

В какой воде снег (лёд) растает быстрее? Дети опускают два комочка снега (две льдинки) в стаканчике холодной и тёплой водой и наблюдают, что происходит.

Вывод: В тёплой воде снег (лёд) быстрее тает, чем в холодной.

Опыт 8

Дети сравнивают комочек снега и льда по цвету, твёрдости, хрупкости, плавучести, прозрачности. Дети сжимают кусочек льда и снега в руке, трогают, выясняют, холодные ли они. Видно ли через льдинки? А через комочек снега? Чем отличается лёд от снега? (Лёд хрупкий, твёрдый, прозрачный и бесцветный). А чем лёд похож? (После таяния льда, и после таяния снега остаётся вода).

Вывод: Лёд – прозрачный, твёрдый, хрупкий. Снег – белый, мягкий, лёгкий. Лёд и снег тает в тепле, образуя воду, также они холодные.

Опыт 9

Воспитатель накрывает кусочком ткани (например, марлей) ёмкость с прозрачными стенками. По краям ёмкости ткань закрепляется резинкой или ленточкой. При этом она должна немного провисать посередине, чтобы выдержать тяжесть льда. На марлю кладут кусочки льда или сосульки. Ёмкость размещают в тёплом месте. Дети периодически наблюдают за тем, что происходит сначала со льдом, а потом с водой.

Вывод: Сосулька превратилась в воду, вода испарилась.

Опыт 10

Воспитатель с детьми берут формочку со льдом и посыпают солью и кладут морозильную камеру. Через два часа, смотрят, что произошло со льдом.

Вывод: От соли лёд тает даже на морозе.

Опыт 11

Воспитатель наливает воду в бутылку до самого верха и ставит в морозильник. На следующий день воспитатель с детьми рассматривают бутылку. Обращает внимание детей на то, что, когда вода начала замерзать, из бутылки выступил кусочек льда.

Вывод: Лёд занимает больше место, чем вода.

Опыт 12

Воспитатель с детьми заворачивает кусочек льда в полиэтиленовый пакет и в несколько слоёв бумаги, а затем в одеяло. Через полтора- два часа, дети смотрят, остался ли лёд — холодным. Сравнивают с кусочком льда, который оставили в группе.

Вывод: Лёд, который оставили в группе – растаял, а завёрнутый в бумагу и одеяло нет. Воспитатель подчёркивает, что несколько слоёв бумаги и ткани содержат в себе больше, который помогает сохранить температуру, что завёрнуто в них.

Опыт 13

Слышали вы, что- то об айсбергах? Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Арктике и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лёд не тонет? Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги?

Вывод: Айсберги не тонут, потому что выталкивающая сила воды больше веса льда.

Источник: maam.ru