Картотека дидактических игр

Изабелла Кесаева
Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр познавательного характера

Средняя группа

Сентябрь:

(осень, овощи, фрукты, ягоды, грибы)

1. » Что сажают в огороде? «

Пр сод: научить отбирать овощи, фрукты по определённым признакам, по месту их произрастания

2. » Соберём фрукты в саду «

Пр сод: расширять представление о форме, цвете, вкусовым качествам, их применению

3. » Соберём овощи в корзинку «

Пр сод: — то же

4. » Чудесный мешочек «

Пр сод: Учить детей на ощупь определять овощи и фрукты.

5. » Заготовим компот для Винни — Пуха «

» Приготовим салат для зайчика Тишки «

Пр сод: продолжать учить детей отбирать овощи и фрукты для приготовления разных блюд

6. » Собрали звери урожай «

Пр сод: закрепить знания о внешнем виде лесных ягод и грибов

7. » Осенние букеты «

Пр сод: упр в узнавании деревьев и кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам.

8. » Найди такую же картинку «

Пр сод: (Дары природы) — учить подбирать соответствующие обоб-

щающие слова к картинкам (овощи, фрукты, ягода, грибы)

9. » Что изменилось «

Пр сод: — развивать зрительную память

10. » Четвёртый лишний «

Пр сод: — учить группировать предметы по определённому признаку

11. » Собери картинку «

Пр сод:- учить из частей собирать целое

12. » Когда это бывает «

Пр сод: — учить подбирать картинки к определённому времени года

13. » Дети на прогулке «

Пр сод: — продолжать учить детей на основе схематического изображения создавать новые образы

14. » Пора спать «

Пр сод: Развивать умение свободно пользоваться названиями постельного белья и применять их по назначению, последовательно застилать и расстилать постель. Формировать заботливое отношение к другим.

*** 15. Игровая ситуация: » Выручим белочку «

Пр сод: продолжать знакомить детей с грибами — дать понятие, что мухомор — ядовитый (несъедобный) гриб, но он нужен, как лекарство многим лесным зверям.

Октябрь :

(одежда, обувь, игрушки,

домашние животные, посуда)

1. » В гостях у кукол «

Пр сод: — расширить представление об одежде мальчиков и девочек.

2. » День рождение у Алисы «

Пр сод: — формировать представление о смене одежды и обуви в зависимости от сезонных изменениях в природе

3. » Научим чебурашку правильно сервировать стол «

Пр сод: учить детей правильно сервировать стол, закрепить умения различать чайную, столовую посуду.

4. » Оденем куклу «

Пр сод: закрепить название одежды, учить группировать её по сезонам (бумажные куклы)

5. » Чего не стало «

Пр сод: развивать зрительную память

6. » Кто как кричит? «

Пр сод: продолжать учить детей узнавать и называть домашних животных по их издаваемым звукам

7. » Чей малыш? «

Пр сод: упр в умении определять диких и домашних животных, их

детёнышей

8. » Кубики «

Пр сод: учить составлять целостное изображение из частей по картинке образцу

9. » Что такое хорошо, что такое плохо «

Пр сод: учить детей оценивать поступки, видеть их хорошие и плохие

качества.

10. » Противоположности «

Пр сод: учить находить предметы противоположные по значению

(тепло — холодно.)

11. » Подбери картинку «

Пр сод: упр в группировке предметов по общему признаку

12. » Угадай что изменилось «

Пр сод: упр в правильном определении пространственного расположения предметов: спереди, сзади, слева, справа, около

13. » Угадай настроение «

Пр сод: учить детей определять настроение по иллюстрации и объяснять свою точку зрения.

14 » Зоопарк «

Пр сод: Продолжать учить различать и называть диких животных, их повадки, корм, которым они питаются. Воспитывать гуманное отношение к животным.

*** 15. » В гостях у художника Тюбика «

Пр сод: побуждать делать самостоятельные выводы (если смешать синюю и жёлтую краски, получится зелёная)

Ноябрь

посуда, игрушки, животные

(дикие, домашние, мебель.

1. » Накроем стол для гостей «

Пр сод: продолжать знакомить с понятием посуда, её назначением.

2. » Встречи в лесу «

Пр сод: уточнить представление о внешнем виде диких животных их повадках, названиях частей тела.

3. » День рожденье Куклы Кати «

Пр сод: учить различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды

4. » Кому что нужно для работы «

(врач, продавец, повар, парикмахер)

Пр сод: упр детей соотносить орудие труда с профессией, воспитывать интерес к труду взрослых

5. » Телефон » (разучивание)

Пр сод: развивать слуховое внимание

6. » Кто где живёт «

Пр сод: закрепить названия и место обитания диких и домашних животных

7. » Чудесный мешочек «

Пр сод: закрепить знания об игрушках, воспитывать выдержку, сенсорные способности, речь.

8. » Новоселье куклы «

Пр сод: закрепить знания о мебели, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле.

9. » Парные картинки «

Пр сод: учить сравнивать предметы одного вида, находить сходства, активизировать словарь, речь

10. » Играем в профессии «

Пр сод: закрепить знания о труде взрослых

11. » Что хорошо, что плохо «

Пр сод: учить оценивать поступки сказочных героев, различать добро и зло

12. » Выложи какую хочешь картинку «

Пр сод: учить схематично изображать различные предметы с помощью палочек

13 » Да — нет «

Пр сод: учить детей угадывать задуманный предмет с помощью наводящих вопросов.

14. » Подбери груз к машине «

Пр сод: учить различать автомобили по их назначению — легковые, грузовые. Формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия

Декабрь

зима, мебель, зимняя одежда, игрушки, посуда

1. » Комната для трёх медведей «

Пр сод: продолжать закреплять в игре величину предметов, название мебели, учить осуществлять выбор и соотносить величину со словесным определением.

2. » Новоселье куклы «

Пр сод: закрепить представление, что разные вещи имеют разное назначение (посуда, мебель, одежда, игрушки, учить разделять вещи по их назначению

3. » Вот какие куклы «

Пр сод: учить рассматривать и сравнивать предметы, находить сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку

4. » Вот пришла зима «

Пр сод: учить детей находить положительные и отрицательные признаки зимы, систематизировать представление о зиме

5. » Когда это бывает? «

Пр сод: закрепить знания о частях суток и их последовательность

6. » Что сначала что потом «

Пр сод: учить располагать картинки с развитием сюжета, развивать логическое мышление

7. » Так или не так «

Пр сод: учить замечать в стихотворениях ошибки, исправлять их, подбирая слова подходящие по смыслу (небылицы)

8. » Что изменилось «

Пр сод: развивать зрительную память

9. » Кто в домике живёт? «

Пр сод: закрепить знания о животных, упр в звукоподражании, имитации движений животных

10. » Куклы встречают Новый год «

Пр сод: учить называть предметы чайной посуды, правильно сервировать стол, закрепить правила поведения в гостях

11. » Любимые сказки «

Пр сод: учить узнавать на иллюстрациях сказочных героев, называть сказку, развивать интерес к художественной литературе

12. » Угадай- ка «

Пр сод: развивать внимание, сообразительность

13. » На воде, в воздухе, на земле «

Пр сод: Закрепить представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения. Формировать привычку к взаимопомощи, взаимовыручке, воспитывать культуру общения.

14. » Парочки «

Пр сод: Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению, помогая друг другу. Закрепить умение подбирать картинки по определённому признаку.

Январь

зима, дикие животные, части суток, времени года

1. » Когда это бывает? «

Пр сод: закрепить знания о частях суток и представление о том, что делают люди в то или иное время суток (утро, день, вечер, ночь)

2. » Похвалялись звери «

Пр сод: закрепить знания о характерных признаках диких животных

(внешний вид, где живут, как передвигаются, как спасаются от врагов)

3. » Машин день «

Пр сод: учить называть времена суток и их последовательность

4. » У кого кто? «

Пр сод: закрепить названия диких животных и их детёнышей

5. » Играем в профессии «

Пр сод: закрепить знания о труде взрослых

6. » Колумбово яйцо «

Пр сод: упр в умении из частей сделать целое

7.» Угадай кто позвал? «

Пр сод: развивать слуховое внимание

8. » Чего не стало «

Пр сод: развивать зрительную память

9. » Что сначала что потом «

Пр сод: закрепить части суток и их последовательность

10. » Из чего сделано? «

Пр сод: учить различать и правильно называть материал из которого сделаны игрушки (стекло, резина, дерево, пластмасс, бумага, ткань)

11. » Найди отличия «

Пр сод: развивать логическое мышление, умение доказывать правильность своего решения

12. » Какое время года? «

Пр сод: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года

Февраль

зима, посуда, транспорт, комнатные растения

1. » Машины нашего города «

Пр сод: учить различать автомобили по их назначению — легковые и грузовые

2. » Поможем найти зайчат «

Пр сод: развивать умение ориентироваться в пространстве (впереди — сзади — справа — слева)

3. » Для чего такая посуда «

Пр сод: продолжать закреплять назначение кухонной, столовой, чайной посуды.

4. » Найди такую же «

Пр сод: развивать умения сравнивать предметы, находить сходства и различия, воспитывать смекалку

5. » Новоселье куклы «

Пр сод: воспитывать доброжелательное отношение к новой кукле, закрепить знания об одежде, обуви, посуде, игрушках.

6. » Что кому? «

Пр сод: воспитывать интерес к труду взрослых, закрепить знания о профессиях и орудиях труда

7. » Горячо — холодно «

Пр сод: закрепить знания о растениях, находящихся в групповой комнате, воспитывать находчивость, внимание.

8. » Кто скорее соберёт? «

Пр сод: учить группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции

9. » Кто что слышит? «

Пр сод: воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит., развивать сообразительность

10. » Дети на прогулке «

Пр сод: учить создавать образы на основе схематических изображений предметов.

11. » Хорошо — плохо «

Пр сод: учить выражать своё мнение (стр 65 » Развитие диалогической речи)

Март

времена года, животные

1. » Кто что ест? «

Пр сод: учить определять продукт питания характерный для животного и птиц

2. » Угадай из какой сказки «

Пр сод: упр в умении называть и узнавать сказки по их героям или отрывкам из текста

3.» Кто где живёт «

Пр сод: закрепить знание о диких и домашних животных, месте их обитания (собака — конура, курица — курятник, медведь — берлога, волк — логово)

4. » Когда это бывает «

Пр сод: закрепить знания о временах года

5. Игр упр » За что бы я сегодня похвалил себя «

Пр сод: продолжать учить правильно оценивать свои поступки, формировать представление о дружбе, доброте

6. » Противоположности «

Пр сод: учить находить предметы и картинки противоположные по значению

7. » Кто что делает? «

Пр сод: закрепить знание о сельскохозяйственном труде, развивать смекалку

8. » Не ошибись «

Пр сод: закрепить знания о разных видах спорта, воспитывать желание заниматься спортом.

9. » Домино «

Пр сод: закрепить знания о средствах передвижения (автомобили, поезда, самолёты.) отмечать их особенности.

10. » Охотник и пастух «

Пр сод: упр в группировке диких и домашних животных, учить правильно пользоваться обобщающими словами, воспитать внимание, сообразительность

11. » Где что можно купить «

Пр сод: закрепить знания о том, что разные товары продаются в различных магазинах (продуктовых, промтоварных, книжных, учить различать магазины по их названию.

12. » Чудесный мешочек «

Пр сод: учить определять предметы на ощупь (игрушечный танк, пистолет, самолёт, бинокль, рация, ракета)

Апрель:

дикие животные, насекомые, домашние птицы,

1. На что похоже? «

Пр сод: учить создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.

2. » Вершки и корешки «

Пр сод: учить детей определять съедобные части у растения

*** Чтение сказки » Вершки и корешки » ***

3. » Что перепутал художник «

Пр сод: развивать внимание, логическое мышление

4. » Угадай по описанию «

Пр сод: учить различать времена года по описанию

5. » Чудесная коробочка «

Пр сод: учить группировать предметы (мебель, посуда.)

6. » Любимые сказки «

Пр сод: учить узнавать сказку по иллюстрации, называть героев

7. » Кто где живёт? «

Пр сод: учить правильно называть место обитания животных

8. » Я — не я «

Пр сод: учить быстро отвечать на вопрос, развивать слуховое внимание

9. » Так бывает или нет «

Пр сод: учить различать реальные события от небылиц, развивать чувство юмора.

10. » Летает, прыгает, плавает «

Пр сод: учить действовать согласованно, закрепить знания способов передвижения животных

11. » Четвёртый лишний «

Пр сод: упр в классификации предметов, развивать сообразительность

12. » Что умеют делать звери «

Пр сод: расширять сферу употребления слов, в соответствии с их смысловым содержанием, учить образовывать разнообразные словосочетания

Май:

животные и их детёныши, транспорт

(самолёт, пароход, поезд) домашние птицы

1. » Узнай героя «

Пр сод: учить узнавать героя сказки по отрывку, развивать память внимание

2. » Профессии «

Пр сод: учить называть и узнавать людей различных профессий, отмечать орудия труда, спец одежду, развивать интерес к труду взрослых.

3. » Мяч по кругу «

Пр сод: учить называть признаки времён года, составлять распространённые предложения

4. » Узнай по описанию «

Пр сод: учить узнавать и правильно называть комнатное растение (фикус, лилия, фиалка)

5. » Он — она «

Пр сод: учить правильно называть животных мужского и женского рода, развивать внимание.

6. » Отгадай предмет по названию частей «

Пр сод: развивать внимание, сообразительность (стебель, листик, лепесток)

7. » Так бывает или нет «

Пр сод: учить тактично исправлять ложные сообщения, воспитывать культуру диалога: не перебивать, не выкрикивать.

8. » Собери картинку «

Пр сод: учить собирать целое из частей

9. » Найди отличие «

Пр сод: развивать наблюдательность, усидчивость

10. » Хочу всё знать «

Пр сод: учить правильно определять материал из которого сделан предмет

11. » Найди пару «

Пр сод: учить узнавать животных, птиц и их детёнышей

12. » Узнай предмет по его частям «

Пр сод: учить воспринимать целое, как совокупность отдельных деталей

Источник: maam.ru