Картотека дидактических игр
Изабелла Кесаева
Картотека дидактических игр
Картотека дидактических игр познавательного характера
Средняя группа
Сентябрь:
(осень, овощи, фрукты, ягоды, грибы)
1. » Что сажают в огороде? «
Пр сод: научить отбирать овощи, фрукты по определённым признакам, по месту их произрастания
2. » Соберём фрукты в саду «
Пр сод: расширять представление о форме, цвете, вкусовым качествам, их применению
3. » Соберём овощи в корзинку «
Пр сод: — то же
4. » Чудесный мешочек «
Пр сод: Учить детей на ощупь определять овощи и фрукты.
5. » Заготовим компот для Винни — Пуха «
» Приготовим салат для зайчика Тишки «
Пр сод: продолжать учить детей отбирать овощи и фрукты для приготовления разных блюд
6. » Собрали звери урожай «
Пр сод: закрепить знания о внешнем виде лесных ягод и грибов
7. » Осенние букеты «
Пр сод: упр в узнавании деревьев и кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам.
8. » Найди такую же картинку «
Пр сод: (Дары природы) — учить подбирать соответствующие обоб-
щающие слова к картинкам (овощи, фрукты, ягода, грибы)
9. » Что изменилось «
Пр сод: — развивать зрительную память
10. » Четвёртый лишний «
Пр сод: — учить группировать предметы по определённому признаку
11. » Собери картинку «
Пр сод:- учить из частей собирать целое
12. » Когда это бывает «
Пр сод: — учить подбирать картинки к определённому времени года
13. » Дети на прогулке «
Пр сод: — продолжать учить детей на основе схематического изображения создавать новые образы
14. » Пора спать «
Пр сод: Развивать умение свободно пользоваться названиями постельного белья и применять их по назначению, последовательно застилать и расстилать постель. Формировать заботливое отношение к другим.
*** 15. Игровая ситуация: » Выручим белочку «
Пр сод: продолжать знакомить детей с грибами — дать понятие, что мухомор — ядовитый (несъедобный) гриб, но он нужен, как лекарство многим лесным зверям.
Октябрь :
(одежда, обувь, игрушки,
домашние животные, посуда)
1. » В гостях у кукол «
Пр сод: — расширить представление об одежде мальчиков и девочек.
2. » День рождение у Алисы «
Пр сод: — формировать представление о смене одежды и обуви в зависимости от сезонных изменениях в природе
3. » Научим чебурашку правильно сервировать стол «
Пр сод: учить детей правильно сервировать стол, закрепить умения различать чайную, столовую посуду.
4. » Оденем куклу «
Пр сод: закрепить название одежды, учить группировать её по сезонам (бумажные куклы)
5. » Чего не стало «
Пр сод: развивать зрительную память
6. » Кто как кричит? «
Пр сод: продолжать учить детей узнавать и называть домашних животных по их издаваемым звукам
7. » Чей малыш? «
Пр сод: упр в умении определять диких и домашних животных, их
детёнышей
8. » Кубики «
Пр сод: учить составлять целостное изображение из частей по картинке образцу
9. » Что такое хорошо, что такое плохо «
Пр сод: учить детей оценивать поступки, видеть их хорошие и плохие
качества.
10. » Противоположности «
Пр сод: учить находить предметы противоположные по значению
(тепло — холодно.)
11. » Подбери картинку «
Пр сод: упр в группировке предметов по общему признаку
12. » Угадай что изменилось «
Пр сод: упр в правильном определении пространственного расположения предметов: спереди, сзади, слева, справа, около
13. » Угадай настроение «
Пр сод: учить детей определять настроение по иллюстрации и объяснять свою точку зрения.
14 » Зоопарк «
Пр сод: Продолжать учить различать и называть диких животных, их повадки, корм, которым они питаются. Воспитывать гуманное отношение к животным.
*** 15. » В гостях у художника Тюбика «
Пр сод: побуждать делать самостоятельные выводы (если смешать синюю и жёлтую краски, получится зелёная)
Ноябрь
посуда, игрушки, животные
(дикие, домашние, мебель.
1. » Накроем стол для гостей «
Пр сод: продолжать знакомить с понятием посуда, её назначением.
2. » Встречи в лесу «
Пр сод: уточнить представление о внешнем виде диких животных их повадках, названиях частей тела.
3. » День рожденье Куклы Кати «
Пр сод: учить различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды
4. » Кому что нужно для работы «
(врач, продавец, повар, парикмахер)
Пр сод: упр детей соотносить орудие труда с профессией, воспитывать интерес к труду взрослых
5. » Телефон » (разучивание)
Пр сод: развивать слуховое внимание
6. » Кто где живёт «
Пр сод: закрепить названия и место обитания диких и домашних животных
7. » Чудесный мешочек «
Пр сод: закрепить знания об игрушках, воспитывать выдержку, сенсорные способности, речь.
8. » Новоселье куклы «
Пр сод: закрепить знания о мебели, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле.
9. » Парные картинки «
Пр сод: учить сравнивать предметы одного вида, находить сходства, активизировать словарь, речь
10. » Играем в профессии «
Пр сод: закрепить знания о труде взрослых
11. » Что хорошо, что плохо «
Пр сод: учить оценивать поступки сказочных героев, различать добро и зло
12. » Выложи какую хочешь картинку «
Пр сод: учить схематично изображать различные предметы с помощью палочек
13 » Да — нет «
Пр сод: учить детей угадывать задуманный предмет с помощью наводящих вопросов.
14. » Подбери груз к машине «
Пр сод: учить различать автомобили по их назначению — легковые, грузовые. Формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия
Декабрь
зима, мебель, зимняя одежда, игрушки, посуда
1. » Комната для трёх медведей «
Пр сод: продолжать закреплять в игре величину предметов, название мебели, учить осуществлять выбор и соотносить величину со словесным определением.
2. » Новоселье куклы «
Пр сод: закрепить представление, что разные вещи имеют разное назначение (посуда, мебель, одежда, игрушки, учить разделять вещи по их назначению
3. » Вот какие куклы «
Пр сод: учить рассматривать и сравнивать предметы, находить сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку
4. » Вот пришла зима «
Пр сод: учить детей находить положительные и отрицательные признаки зимы, систематизировать представление о зиме
5. » Когда это бывает? «
Пр сод: закрепить знания о частях суток и их последовательность
6. » Что сначала что потом «
Пр сод: учить располагать картинки с развитием сюжета, развивать логическое мышление
7. » Так или не так «
Пр сод: учить замечать в стихотворениях ошибки, исправлять их, подбирая слова подходящие по смыслу (небылицы)
8. » Что изменилось «
Пр сод: развивать зрительную память
9. » Кто в домике живёт? «
Пр сод: закрепить знания о животных, упр в звукоподражании, имитации движений животных
10. » Куклы встречают Новый год «
Пр сод: учить называть предметы чайной посуды, правильно сервировать стол, закрепить правила поведения в гостях
11. » Любимые сказки «
Пр сод: учить узнавать на иллюстрациях сказочных героев, называть сказку, развивать интерес к художественной литературе
12. » Угадай- ка «
Пр сод: развивать внимание, сообразительность
13. » На воде, в воздухе, на земле «
Пр сод: Закрепить представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения. Формировать привычку к взаимопомощи, взаимовыручке, воспитывать культуру общения.
14. » Парочки «
Пр сод: Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению, помогая друг другу. Закрепить умение подбирать картинки по определённому признаку.
Январь
зима, дикие животные, части суток, времени года
1. » Когда это бывает? «
Пр сод: закрепить знания о частях суток и представление о том, что делают люди в то или иное время суток (утро, день, вечер, ночь)
2. » Похвалялись звери «
Пр сод: закрепить знания о характерных признаках диких животных
(внешний вид, где живут, как передвигаются, как спасаются от врагов)
3. » Машин день «
Пр сод: учить называть времена суток и их последовательность
4. » У кого кто? «
Пр сод: закрепить названия диких животных и их детёнышей
5. » Играем в профессии «
Пр сод: закрепить знания о труде взрослых
6. » Колумбово яйцо «
Пр сод: упр в умении из частей сделать целое
7.» Угадай кто позвал? «
Пр сод: развивать слуховое внимание
8. » Чего не стало «
Пр сод: развивать зрительную память
9. » Что сначала что потом «
Пр сод: закрепить части суток и их последовательность
10. » Из чего сделано? «
Пр сод: учить различать и правильно называть материал из которого сделаны игрушки (стекло, резина, дерево, пластмасс, бумага, ткань)
11. » Найди отличия «
Пр сод: развивать логическое мышление, умение доказывать правильность своего решения
12. » Какое время года? «
Пр сод: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года
Февраль
зима, посуда, транспорт, комнатные растения
1. » Машины нашего города «
Пр сод: учить различать автомобили по их назначению — легковые и грузовые
2. » Поможем найти зайчат «
Пр сод: развивать умение ориентироваться в пространстве (впереди — сзади — справа — слева)
3. » Для чего такая посуда «
Пр сод: продолжать закреплять назначение кухонной, столовой, чайной посуды.
4. » Найди такую же «
Пр сод: развивать умения сравнивать предметы, находить сходства и различия, воспитывать смекалку
5. » Новоселье куклы «
Пр сод: воспитывать доброжелательное отношение к новой кукле, закрепить знания об одежде, обуви, посуде, игрушках.
6. » Что кому? «
Пр сод: воспитывать интерес к труду взрослых, закрепить знания о профессиях и орудиях труда
7. » Горячо — холодно «
Пр сод: закрепить знания о растениях, находящихся в групповой комнате, воспитывать находчивость, внимание.
8. » Кто скорее соберёт? «
Пр сод: учить группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции
9. » Кто что слышит? «
Пр сод: воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит., развивать сообразительность
10. » Дети на прогулке «
Пр сод: учить создавать образы на основе схематических изображений предметов.
11. » Хорошо — плохо «
Пр сод: учить выражать своё мнение (стр 65 » Развитие диалогической речи)
Март
времена года, животные
1. » Кто что ест? «
Пр сод: учить определять продукт питания характерный для животного и птиц
2. » Угадай из какой сказки «
Пр сод: упр в умении называть и узнавать сказки по их героям или отрывкам из текста
3.» Кто где живёт «
Пр сод: закрепить знание о диких и домашних животных, месте их обитания (собака — конура, курица — курятник, медведь — берлога, волк — логово)
4. » Когда это бывает «
Пр сод: закрепить знания о временах года
5. Игр упр » За что бы я сегодня похвалил себя «
Пр сод: продолжать учить правильно оценивать свои поступки, формировать представление о дружбе, доброте
6. » Противоположности «
Пр сод: учить находить предметы и картинки противоположные по значению
7. » Кто что делает? «
Пр сод: закрепить знание о сельскохозяйственном труде, развивать смекалку
8. » Не ошибись «
Пр сод: закрепить знания о разных видах спорта, воспитывать желание заниматься спортом.
9. » Домино «
Пр сод: закрепить знания о средствах передвижения (автомобили, поезда, самолёты.) отмечать их особенности.
10. » Охотник и пастух «
Пр сод: упр в группировке диких и домашних животных, учить правильно пользоваться обобщающими словами, воспитать внимание, сообразительность
11. » Где что можно купить «
Пр сод: закрепить знания о том, что разные товары продаются в различных магазинах (продуктовых, промтоварных, книжных, учить различать магазины по их названию.
12. » Чудесный мешочек «
Пр сод: учить определять предметы на ощупь (игрушечный танк, пистолет, самолёт, бинокль, рация, ракета)
Апрель:
дикие животные, насекомые, домашние птицы,
1. На что похоже? «
Пр сод: учить создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.
2. » Вершки и корешки «
Пр сод: учить детей определять съедобные части у растения
*** Чтение сказки » Вершки и корешки » ***
3. » Что перепутал художник «
Пр сод: развивать внимание, логическое мышление
4. » Угадай по описанию «
Пр сод: учить различать времена года по описанию
5. » Чудесная коробочка «
Пр сод: учить группировать предметы (мебель, посуда.)
6. » Любимые сказки «
Пр сод: учить узнавать сказку по иллюстрации, называть героев
7. » Кто где живёт? «
Пр сод: учить правильно называть место обитания животных
8. » Я — не я «
Пр сод: учить быстро отвечать на вопрос, развивать слуховое внимание
9. » Так бывает или нет «
Пр сод: учить различать реальные события от небылиц, развивать чувство юмора.
10. » Летает, прыгает, плавает «
Пр сод: учить действовать согласованно, закрепить знания способов передвижения животных
11. » Четвёртый лишний «
Пр сод: упр в классификации предметов, развивать сообразительность
12. » Что умеют делать звери «
Пр сод: расширять сферу употребления слов, в соответствии с их смысловым содержанием, учить образовывать разнообразные словосочетания
Май:
животные и их детёныши, транспорт
(самолёт, пароход, поезд) домашние птицы
1. » Узнай героя «
Пр сод: учить узнавать героя сказки по отрывку, развивать память внимание
2. » Профессии «
Пр сод: учить называть и узнавать людей различных профессий, отмечать орудия труда, спец одежду, развивать интерес к труду взрослых.
3. » Мяч по кругу «
Пр сод: учить называть признаки времён года, составлять распространённые предложения
4. » Узнай по описанию «
Пр сод: учить узнавать и правильно называть комнатное растение (фикус, лилия, фиалка)
5. » Он — она «
Пр сод: учить правильно называть животных мужского и женского рода, развивать внимание.
6. » Отгадай предмет по названию частей «
Пр сод: развивать внимание, сообразительность (стебель, листик, лепесток)
7. » Так бывает или нет «
Пр сод: учить тактично исправлять ложные сообщения, воспитывать культуру диалога: не перебивать, не выкрикивать.
8. » Собери картинку «
Пр сод: учить собирать целое из частей
9. » Найди отличие «
Пр сод: развивать наблюдательность, усидчивость
10. » Хочу всё знать «
Пр сод: учить правильно определять материал из которого сделан предмет
11. » Найди пару «
Пр сод: учить узнавать животных, птиц и их детёнышей
12. » Узнай предмет по его частям «
Пр сод: учить воспринимать целое, как совокупность отдельных деталей
Источник: