Использование Lego-технологии при формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ

Лисовская Екатерина Юрьевна
Использование Lego-технологии при формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика — это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математические представления формируются на коррекционно-развивающих занятиях. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

• страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

• отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

• речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

• восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

• страдают зрительное и слуховое внимание.

• недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

Математические представления детей с ОВЗ формируются по следующим разделам:

множество;

количественные представления;

представления о форме;

представления о величине;

пространственные и временные представления.

Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:

качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);

отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;

отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;

положение предметов в пространстве;

временные отношения;

определения и классификации множеств по качественным признакам;

группировки однородных множеств по их численности;

группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.

Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.

Lego – технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Оно привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решать поставленную задачу. Этот вид деятельности важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, счету, мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Lego — это серии конструктора, представляющие собой наборы деталей (разных по цвету форме, размеру) для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Упражнения по развитию элементарных математических представлений с использованием Lego- технологии, которые я использую в своей работе:

Качественные признаки предметов:

— «Распознавание геометрической фигу». Ребенок изучает деталь Lego и запоминает названия геометрических фигур и их цвет.

— «Цветные коврики». Глядя на карточку ребенок собирает «коврик», соблюдая цветовое чередование.

— «Поиск недостающей фигуры». Из трех горизонтальных и трех вертикальных рядов конструктора ребенок должен недостающую фигуру положить в нужный ряд.

Отношение групп предметов по размеру:

— «Чудесный мешочек». В зависимости от возраста ребенка ход упражнений и содержания мешочка может меняться. В мешочке находится несколько деталей конструктора Lego. Я только называю необходимую деталь (большая, короткая, длинная и т. д., которою ребенок должен вытянуть.

— Построй дорожку из 4 синих деталей, а под ней дорожку из 6 зеленых (детали должны быть одинаковыми по размеру, сравни, как сделать дорожки одинаковыми по длине?

— Построение сериционного ряда от меньшего к большему и наоборот.

Отношение групп предметов по количеству:

— Понятия «больше», «меньше», «равно»: Ставлю в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Считаю с ребенком количество кубиков. Где больше кубиков? На сколько?

Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:

– добавить к меньшему ряду еще один кубик;

– забрать из большего ряда один кубик.

Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше, что меньше (ниже).

Положение предметов в пространстве:

— Слева — справа: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика – красный. А справа – черный. Возможные вариации заданий: расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный – слева, а черный справа; желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.

-Вверху-внизу: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.

Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».

— Понятия перед-за (предыдущий-последующий, соседи: Задания даются по такому же принципу знакомим ребенка с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).

— Поставь кубик в левом верхнем углу, в нижнем правом, найди середину и поставь красный кубик, поставь кубик ниже красного.

— Конструирование по образцу — есть готовая модель того, что нужно построить (например, теремок, машина, цветок и т. д).

Счет:

— «Знакомство с натуральными числам»: построй цифру выложи деталями цифру «…».

— «Собираем и считаем».

1 вариант.

Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.

2 вариант.

Ребенок считает количество шишечек на детали и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.

— «Сосчитай и положи». С помощью конструктора ребенок легко и с интересов складывают числа в пределах 10. Знакомится с составом числа.

— «Знакомство со знаками»: «<» «>» «=»: выложите слева — 4 зеленых детали, справа – 2 красных детали. Сколько деталей слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.

Эффективное использование конструкторов «LEGO», в коррекционной работе возможно лишь при грамотном руководстве педагога деятельностью ребенка (детей). При этом необходимо, чтобы на занятиях педагог общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование Lego-конструирования позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Источник: maam.ru