Использование ИКТ в процессе музыкального воспитания в детском саду –как средство повышения качества образования и воспитан

Галина Нацаренус
Использование ИКТ в процессе музыкального воспитания в детском саду –как средство повышения качества образования и воспитан

Актуальность. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) прочно вошли в современную действительность. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации во всех сферах деятельности. Развитие общества диктует необходимость использования новейших технологий и в системе образования. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества воспитания, обучения детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

В федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится о необходимости «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых информационных технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». Чтобы идти в ногу со временем, педагоги ДОУ должны осваивать новые технологии, уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её детям в игровой, интересной и доступной форме.

Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, отсюда возникает профессиональная необходимостьдля каждого педагога дошкольного образования освоения ИКТ технологий.

На современном этапе дошкольного образования, музыкальный руководитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью, уметь находить необходимую информацию в Интернете, составлять презентации, слайд – шоу, интерактивные игры по всем разделам музыкальной деятельности, постоянно повышать свою профессиональную компетентность, стать для ребёнка проводником в мир новых информационных технологий музыкального образования.

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

В моей практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством. Использование современных информационных технологий делает процесс обучения и воспитания ярким, запоминающимся, интересным для детей дошкольного возраста, повышает мотивацию ребёнка к освоению новых знаний, актуализирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к окружающему миру. Все вышеперечисленное позволяет органично и дозировано включать ИКТ в процесс музыкального воспитания в детском саду.

Цель: Применение информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества образования и воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Повысить компетентность всех участников образовательного процесса через освоение и использование ИКТ в процессе музыкального воспитания дошкольников.

2. Систематизировать эффективные формы и методы работы в музыкальном воспитании дошкольников через ИКТ;

3. Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений, мультимедийные презентации для различных видов деятельности дошкольников;

4. Включить в информационное поле всех субъектов образовательного пространства: педагоги, родители, воспитанники;

Музыкальные занятия с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

принцип сознательности и активности

принцип связи обучения с практикой

принцип системности и последовательности

принцип доступности

принцип наглядности

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

принцип полноты и целостности.

Функции ИКТ технологий в художественно-эстетической области:

-источник информации;

-создание презентаций;

-наглядное пособие;

-редактирование видео и аудиофайлов;

-пополнение картотеки музыкально-дидактических видео игр;

-мониторинг по отслеживанию результатов достижений воспитанников;

— просмотр обучающих программ и развивающих мультфильмов;

— видеоклипы характерных танцев (вальс, полька, русские народные танцы и хороводы, визуальные подсказки для разучивания танцев и упражнений;

-видео-иллюстрации для слушания музыки;

-конкурсные задания, викторины;

-самостоятельная, исследовательская деятельность детей в рамках реализации образовательных проектов;

-Обобщение, распространение опыта, участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты при реализации ИКТ:

Использование ИК технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ:

Для детей:

1. Детьми полнее воспринимается материал, возрастаетзаинтересованность, активизируется познавательный интерес, осуществляется индивидуализация обучения;

2. Развиваетсятворческая инициатива, творческиеспособности, логического и образного мышления дошкольников;

3. ИКТ технологии позволяют активизировать мыслительные процессы (анализ, синтеза, сравнения и др.) в наглядно-образном и логическом плане. (80 % информации ребёнок получает через зрительный анализатор);

4. Формируются элементарные представления о видах искусства, существенно расширяется понятийный ряд музыкальных тем, новых музыкальных понятий;

5. В процессе восприятия ИКТ воспитывается информационная и слушательская культура дошкольников.

Для педагога:

1. Использование различных аудиовизуальныхсредств (презентации, видеоролики, анимации и др.) обогащает обучающий материал, вовлекает наибольшее число сенсорных анализаторов для более полного восприятия образов и материалов.

2. Использование ИКТ помогает педагогу в работе привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

3. ИКТ технологии позволяют реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении с учётом ведущих каналов восприятия: (кинестетиков, аудиалов, визуалов);

4. Повышать профессиональный уровень педагога (выход в информационную сеть Интернет для сбора и обработки информации, пополнить медиатекумузыкального руководителя: фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций,музыкально-развивающих компьютерных игр и программ, перенимать и транслировать педагогический опыт.

5. ИКТ технологии позволят педагогу более широко общаться на разных методических мероприятиях, например: видео — мастер — классы, семинары, вебинары и др.

Для родителей:

1. Организация совместной работы педагогов, детей и родителей в рамках реализации образовательных проектов, праздников и развлечений;

2. Фотоотчеты о непрерывной-образовательной деятельности, деятельности детей в режимных моментах – это демонстративный материал на родительских собраниях, который позволяет ближе познакомить родителей с работой, проводимой в учреждении дошкольного образования;

3. Возможность активного участия в образовательном сайтеучреждения (следить за новостями, оставлять комментарии, задавать вопросы, получить полную информацию о педагогическом коллективе нашего дошкольного учреждения и т. д).

ИКТ применяю в различных формах и видах музыкального воспитания:

1. В процессе НОД;

2. В театрализованной деятельности;

3. В праздниках и развлечениях;

4. В проектной деятельности;

5. В музыкальной гостиной;

6. В викторинах и квест -играх;

7. В виртуальных экскурсиях (музей, театр, концерт и т. д).

В процессе НОД

Использование ИКТ технологий в процессе НОД помогает настроить детей на музыкальное занятие, внести сюрпризный момент, у детей развиваются эмоции, чувство эмпатии, лучше запоминается музыкальный материал, активизируются все психические процессы.

Восприятие музыки:

Во время знакомства и слушания музыки активно использую видеоряд иллюстраций, показ презентаций, видеороликов, которые позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания детей, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, при знакомстве с музыкальными инструментами, что позволит педагогу привлечь внимание каждого ребёнка, вызвать живой интерес, активизируя тем самым познавательную деятельность и пополняя музыкальный багаж знаний дошкольников.

Использование ИКТ технологий поможет интересно, ярко и понятно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

А виртуальные экскурсии в театр, музей на концерт и т. д. помогают погрузиться в праздничную атмосферу, увлечь детей искусством, вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка.

Музыкально-ритмические движения и танцы:

-трансляция мнемотаблиц, схем, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения, учить элементы танцев. А показ видеороликов различных танцев и ритмических упражнений помогут ребёнку ориентироваться в пространстве, лучше понимать и быстрее разучивать танцы.

Пение:

Для лучшего запоминания текста, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. А также применяю презентации для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Лесенка», «Веселые ноты», «Снежинка», следуя за схематическим изображением мелодии на экране.

-по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по анимационным картинкам узнавать и учить песни; обработка музыкального материала позволяет подбирать удобную тесситуру и темп.

Музыкально-дидактические игры:

Основное назначение музыкально-дидактических игр формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, поэтому я широко применяю их в своей деятельности, пополняя картотеку музыкально-дидактическими видео играми для разного возраста, такими как: «Кто в домике живет?», «Весёлый оркестр», «Весёлые зверята», «Тихо-громко заиграю» и т. д.

Игра на ДМИ:

При обучении игре на детских музыкальных инструментахиспользую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.

Театрализованная деятельность:

-применение мультимедийного оборудования в театрализованной деятельности позволяют очень быстро менять декорации, а если расположить проектор за экраном, появляется возможность для создания теневого театра.

Проектно-исследовательская деятельность в детском саду помогает объединить всех участников образовательного процесса для выполнения творческих заданий и поиска решений по данной проблеме, в детях «метод проекта» развивает самостоятельность, ответственность, творческую инициативу, умение работать в команде, формирует предпосылки права выбора, поисковой деятельности, интеллектуального развития. ИКТ является основным мотиватором познавательной активности детей и устойчивого интереса к исследовательской деятельности. В рамках реализованных мною проектах «Святки-Колядки», «Музыка и сказка» расширились компетентности детей и в других образовательных областях.

Таким образом, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя свой опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом, повышая тем самым качество образования и воспитания дошкольников. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Изображение должно быть четким, расстояние до экрана не менее 2-3 м. ; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут, для детей 6-7 лет не более 7 мин. После окончания работы для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Но каждому педагогу нужно помнить о том, что использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, со сверстниками, живой музыкой остаютсянезаменимыми и неоспоримыми.

Список литературы:

1. Беляков Е. В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/;

2. Горвиц, Ю, Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1991. — № 5;

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;

4. Калинина, Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;

5. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

6. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста». http://doshkolnik.ru/

7. Новосёлова, С. Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. — № 3.

Источник: maam.ru