ИОД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Елена Жирнова
ИОД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ.

Задачи:

Учить самостоятельно пересказывать рассказ; выделять звук «С» в словах.

Развивать умение выразительно передавать прямую речь персонажей.

Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Оборудование и материалы: Картина «Саша и снеговик», портрет писателя, изображение предметов начинающиеся на звук «С».

Ход занятия.

1. Рассматривание картины «Саша и снеговик».

В-ль: Ребята посмотрите внимательно на картину что на ней нарисовано?

Дети: На картине нарисован мальчик с санками и снеговик.

В-ль: Правильно, на картине нарисован мальчик со снеговиком и санки.

В-ль: Какое время года изображено на картине?

Дети: Зима.

В-ль: Правильно, зима.

В-ль: А в какие игры можно поиграть зимой?

Дети: в снежки, кататься на санках.

В-ль: Правильно, можно поиграть в снежки, построить баррикады из снега, покататься на санках.

В-ль: Ребята вот и я вам хочу предложить поиграть со мной в одну интересную игру, хотите?

Дети: Да.

2. Предложить детям хороводную подвижная игру: «Наши детки в санки сели» В-ль: Наши детки в санки сели,

По дорожке полетели,

Покатились далеко,

Не догонит их никто!

Вдруг салазки на бок – хлоп,

Все попадали в сугроб

Ай-яй-яй,

Ай-яй-яй

Все попадали в сугроб!

Ну вставай, вставай дружок

И отряхивай снежок

(детки «падают», потом встают, «отряхивают снежок» с себя, с соседа).

Снова в саночки садись,

С горки весело катись!

В-ль: Молодцы ребята, вы хорошо играли. Посмотрите какая интересная книга у меня есть. Называется она «Поезд» написал рассказ Яков Моисеевич Тайц. Хотите послушать?

Дети: Да.

В- ль: тогда присаживайтесь на стульчики.

3. Чтение рассказа Я. Тайца. «Поезд».

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины к Мишиным, Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит: ту-ту! – он машинист. Маша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за веревочку и приговаривает: чух – чух…. чух – чух… Значит он паровоз.

4. Беседа – опрос.

В-ль: Ребята вам понравился рассказ?

Дети: Да.

В-ль: О каком времени года говорится в рассказе?

Дети: О зиме.

В-ль: Почему вы думаете, что это было зимой?

Дети: Потому что везде лежал снег и дети катались на санках.

В-ль: Правильно, молодцы, так как везде лежал снег и у ребят были санки, а на санках мы катаемся только зимой.

В-ль: Как начинается рассказ?

Дети: Что везде снег и у всех ребят есть санки.

В-ль: Правильно ребята, молодцы.

В-ль: Как у ребят получился поезд?

Дети: Папа взял санки и зацепил их друг за друга.

В-ль: Кто был машинистом?

Дети: Миша.

В-ль: Правильно, Миша, он кричал ту-ту!

В-ль: Кто был кондуктором?

Дети: Маша, она кричала: ваши билеты?

В-ль: А кто был паровоз?

Дети: Папа.

В-ль: Правильно, папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух.

5. В-ль: Ребята я предлагаю вам еще раз внимательно прослушать рассказ Я. Тайца «Поезд» и пересказать его. (чтение рассказа)

В-ль: Дети, кто хочет пересказать рассказ Я. Тайца «Поезд».

(пересказ рассказа детьми).

6. Игра «Поезд»:

В-ль: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть и по путешествовать, давайте попробуем с вами сделать такой – же паровоз. Строимся друг за другом, положим руки друг другу на плечи и у нас получится паровоз. Миша будет первым, Маша становится второй и так далее. Молодцы ребята, хороший у нас получился паровоз поехали ту-ту! А вот и наша первая остановка присаживайтесь на стульчики. 7. Отгадаем зимние загадки

Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам — выше, ниже —

Что скользит по снегу?

(Лыжи)

Сел, коня не запрягал,

С горки конь меня помчал.

С горы коняшка вез меня,

На горку я тащу коня.

(Сани)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке…

(Снежинки)

Серебристая Морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз… (Сосулька)

Что за чудо там стоит: Человек из снега,

Нос-морковка, а глаза, Два премилых уголька.

Кто же там такой стоит? Ну конечно … (Снеговик)

Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами,

А блестящими…

(Коньками)

Малыш в песочнице играет.

Чтоб он куличик сделать мог,

Ему нужны всегда с собою

Ведерко, формочки…

(Совок)

8. Счёт на вычитание.

Как-то четверо ребят

С горки покатилось.

Двое в саночках сидят.

Сколько в снег свалилось?

(два)

В-ль: Посмотрите ребята, сколько интересных картинок, но это картинки не простые, в них спрятался звук «С», а где мы сейчас с вами постараемся угадать. Предлагаю вам выбрать картинки с изображением предметов, в которых есть звук «С» (савок, санки, снег, снежинка, сосулька и др. картинки.)

Мы все правильно отгадали, молодцы!

В-ль: А теперь ребята мы все вместе возвращаемся на свои места.

9. Итог:

В-ль: Ребята, в какую игру мы с вами играли?

Дети: «Поезд»

В-ль: Правильно, Поезд.

В-ль: А какой рассказ мы сегодня с вами прослушали?

Дети: «Поезд» Я. Тайца.

В-ль: Правильно «Поезд» Я. Тайца.

— Почему он так называется?

Дети: Потому что из санок папа ребятам сделал поезд.

В-ль: С каким звуком мы с вами познакомились?

Дети: Со звуком «С»

В-ль: Правильно. Вам понравилось?

Дети: Да.

Источник: maam.ru